Евангелие от Матфея, Глава 20, стихи 1-16
Сегодняшняя притча одна из тех, что могут возмущать и даже вызывать отрицание, ведь в ней, если кратко сказать о сути, фактически нивелируются планомерные духовные труды, которые человек может предпринимать в течение всей жизни. Оказывается, что в Царстве небесном одинаковой награды будут достойны как те, кто работал с самого начала, так и те, кто пришел уже поздно вечером. Все наши представления о духовном труде восстают против подобной перспективы, потому что это попросту несправедливо. Иначе, зачем трудиться?
Еще больше мы удивимся, если обратимся к контексту и некоторым сюжетным особенностям притчи, которые могут остаться незамеченными.
Во-первых, контекст. После случая с богатым юношей, который не смог отказаться от имущества ради Царства Небесного, апостолы обратились ко Христу с вопросом. Если они оставили все и пошли за Ним, в чем будет заключаться их награда. Христос обещает им Царство и жизнь в будущего века, но потом рассказывает им сегодняшнюю притчу, которая, как кажется, обесценивает их труды. Он будто бы говорит: вы друзья Мои и претерпели вместе со Мною лишения и нужду... Конечно, вы будете награждены. Только вместе с вами награду получат те, чья жизнь сложилась иначе и трудились они значительно меньше. Кажется, после этих слов, у любого могли бы возникнуть вопросы.
Во-вторых, в самой притче хозяин тоже сознательно провоцирует недовольство, ведь после того, как работа закончилась, он не просто поручает слугам заплатить работникам по динарию, но говорит сделать это особенным образом: начать выплату с последних, чтобы первые видели сколько тем заплатили. Очевидно, если бы работникам, которые работали в течение всего дня выплатили сразу, они могли уйти и вопросов не возникло. Но хозяин делает так, чтобы они появились.
Что ж, прежде чем возмутиться вместе с теми, кто работал весь день, несколько изменим сюжет притчи, чтобы увидеть ее под другим углом зрения. Мне когда-то казалось, что все люди делятся на две группы: те, кто приходит на вокзал заранее, и те, кто прибегают в последний момент. Первые наверняка лишили себя чего-то важного и интересного, но оказались в одном вагоне со вторыми. Такие ситуации случаются довольно часто, но вряд ли мы можем себе представить, чтобы пришедшие вовремя стали возмущаться тем, что тот, кто еле успел, все же оказался с ними в одном поезде. Наоборот, даже если мы спокойно собирались, пришли заранее, стояли в очереди на перроне, мы всегда радуемся тому, что кто-то успел, несмотря ни на что.
Почему это так? Да потому что акцент мы делаем не манере собраться в дорогу, а на том, что цель наконец будет достигнута. Почему же в притче, которую мы сегодня услышали нам может видеться несправедливость? Потому что мы делаем акцент на себе и своих делах, а не на Боге и Его Царстве. Мы носимся со своими усилиями, очень их ценим и переживаем о том, будут ли они оценены по достоинству. Но если путь в Царство — это дорога домой и среди нас есть те, кто запрыгнул в последний вагон, разве это повод сетовать на то, что ты зря потратил время на соборы? Разве это повод расстраиваться о том, что они едут вместе с тобой? Конечно, нет. Это повод радоваться, ведь и те, и другие окажутся в объятьях Отца.