Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 20, стихи 1-16

01 Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой

02 и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой;

03 выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,

04 и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли.

05 Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же.

06 Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно?

07 Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.

08 Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.

09 И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.

10 Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;

11 и, получив, стали роптать на хозяина дома

12 и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.

13 Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?

14 возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе;

15 разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?

16 Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Сегодняшняя притча одна из тех, что могут возмущать и даже вызывать отрицание, ведь в ней, если кратко сказать о сути, фактически нивелируются планомерные духовные труды, которые человек может предпринимать в течение всей жизни. Оказывается, что в Царстве небесном одинаковой награды будут достойны как те, кто работал с самого начала, так и те, кто пришел уже поздно вечером. Все наши представления о духовном труде восстают против подобной перспективы, потому что это попросту несправедливо. Иначе, зачем трудиться?

Еще больше мы удивимся, если обратимся к контексту и некоторым сюжетным особенностям притчи, которые могут остаться незамеченными.

Во-первых, контекст. После случая с богатым юношей, который не смог отказаться от имущества ради Царства Небесного, апостолы обратились ко Христу с вопросом. Если они оставили все и пошли за Ним, в чем будет заключаться их награда. Христос обещает им Царство и жизнь в будущего века, но потом рассказывает им сегодняшнюю притчу, которая, как кажется, обесценивает их труды. Он будто бы говорит: вы друзья Мои и претерпели вместе со Мною лишения и нужду... Конечно, вы будете награждены. Только вместе с вами награду получат те, чья жизнь сложилась иначе и трудились они значительно меньше. Кажется, после этих слов, у любого могли бы возникнуть вопросы.

Во-вторых, в самой притче хозяин тоже сознательно провоцирует недовольство, ведь после того, как работа закончилась, он не просто поручает слугам заплатить работникам по динарию, но говорит сделать это особенным образом: начать выплату с последних, чтобы первые видели сколько тем заплатили. Очевидно, если бы работникам, которые работали в течение всего дня выплатили сразу, они могли уйти и вопросов не возникло. Но хозяин делает так, чтобы они появились.

Что ж, прежде чем возмутиться вместе с теми, кто работал весь день, несколько изменим сюжет притчи, чтобы увидеть ее под другим углом зрения. Мне когда-то казалось, что все люди делятся на две группы: те, кто приходит на вокзал заранее, и те, кто прибегают в последний момент. Первые наверняка лишили себя чего-то важного и интересного, но оказались в одном вагоне со вторыми. Такие ситуации случаются довольно часто, но вряд ли мы можем себе представить, чтобы пришедшие вовремя стали возмущаться тем, что тот, кто еле успел, все же оказался с ними в одном поезде. Наоборот, даже если мы спокойно собирались, пришли заранее, стояли в очереди на перроне, мы всегда радуемся тому, что кто-то успел, несмотря ни на что.

Почему это так? Да потому что акцент мы делаем не манере собраться в дорогу, а на том, что цель наконец будет достигнута. Почему же в притче, которую мы сегодня услышали нам может видеться несправедливость? Потому что мы делаем акцент на себе и своих делах, а не на Боге и Его Царстве. Мы носимся со своими усилиями, очень их ценим и переживаем о том, будут ли они оценены по достоинству. Но если путь в Царство — это дорога домой и среди нас есть те, кто запрыгнул в последний вагон, разве это повод сетовать на то, что ты зря потратил время на соборы? Разве это повод расстраиваться о том, что они едут вместе с тобой? Конечно, нет. Это повод радоваться, ведь и те, и другие окажутся в объятьях Отца.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!