Евангелие от Матфея, Глава 20, стихи 1-16
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии, священник Стефан Домусчи. Что греха таить, все мы друг друга оцениваем. Параметры, очевидно, могут быть самыми разными: внешний вид, душевные качества, социальное положение и многое другое. Всё бы ничего, но мы не только оцениваем, но и формируем своё отношение, что кажется вполне естественным. Но как на самом деле надо поступать? Об этом прикровенно говорит Иисус Христос в отрывке из 20 главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 20.
1 Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой
2 и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой;
3 выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,
4 и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что́ следовать будет, дам вам. Они пошли.
5 Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то́ же.
6 Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что́ вы стоите здесь целый день праздно?
7 Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что́ следовать будет, полу́чите.
8 Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.
9 И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.
10 Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;
11 и, получив, стали роптать на хозяина дома
12 и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.
13 Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?
14 возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то́ же, что́ и тебе;
15 разве я не властен в своем делать, что́ хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?
16 Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.
Сегодняшняя причта, как это обычно бывало в беседах Христа с учениками, рассказана по конкретному поводу. В главе, которая предшествует той, что сейчас мы услышали, евангелист рассказывает историю богатого юноши, который спросил Спасителя, что ему делать, чтобы наследовать жизнь вечную. При этом нельзя забывать, что с точки зрения иудеев того времени, богатый и благочестивый человек и так благословлён Богом. Собственно, вполне возможно, что юноша подошёл не столько за указанием, сколько за одобрением своего пути, но услышал в ответ: ты молодец, но, если хочешь быть совершенным, раздай всё и иди за мной. И, если, услышав такой ответ, юноша отошёл опечаленным, потому что богатство его было велико, то апостолы были просто поражены, потому что они уже оставили всё и пошли за Христом, но в глубине души надеялись, что все эти лишения приведут их к процветанию и богатству. Услышав слова Спасителя, они в недоумении спросили: так кто же может спастись?
Отвечая на их вопрос, Иисус говорит, что Бог как Царь небесный подобен хозяину дома, нанимающему работников, чтобы те поработали в его винограднике. Рано утром он вышел из дома, нанял несколько человек, договорившись об оплате по динарию. После этого в третий, шестой и одиннадцатый час он выходил из дома и работникам, стоящим без дела, предлагал поработать там же. Причём с ними он уже не договаривался про цену, но только говорил, что заплатит им справедливо. Особенно примечателен разговор с работниками, которых он нанял последними. Выйдя под вечер, хозяин увидел работников, которых спросил, почему они весь день стоят без дела. Уточнение про день приводит к мысли о том, что на прежние его призывы они не отвечали. По лени или потому что хотели большей платы, мы не знаем. Однако, рискуя остаться без всего, они были готовы к любой работе и плате. В итоге, мы слышали, что хозяин оказался щедрым ко всем.
Кто-нибудь может решить, что эта притча намекает, что можно, не трудясь, получить столько же, сколько и те, кто много работал. Но она не об этом. Она о том, чтобы люди не отчаивались, ссылаясь на то, что до обращения к Богу они вели грешную жизнь. Как работники без нанимателя не знали, что им делать, так мы без Бога не знаем смысла своей жизни. И как Господь смилостивился над ними, Он может смилостивиться над каждым из нас. Поэтому, встречаясь с людьми, не будем их судить и оценивать. Будем идти по пути спасения и весь суд предадим Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов