Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 4, стихи 22-30

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Выбор комментатора
Читает и комментирует
cвященник Дмитрий Барицкий.
Евангелие от Луки, Глава 4
Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии священник Стефан Домусчи. Кого Бог любит больше всего? Кому-то этот вопрос покажется абсурдным, а кому-то вполне естественным, ведь люди любят присваивать себе особое Божественное отношение. Но как всё же на самом деле? Ответ на этот вопрос Христос даёт в отрывке из 4-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 4.

22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?

23 Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то́, что́, мы слышали, было в Капернауме.

24 И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.

25 Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле,

26 и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую;

27 много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.

28 Услышав это, все в синагоге исполнились ярости

29 и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его;

30 но Он, пройдя посреди них, удалился.

Как мы только что услышали, сегодняшнее чтение заканчивается какой-то совершенно непонятной ситуацией. Хотя ничто, на наш взгляд, не предвещало конфликта, иудеи пришли в ярость и бросились на Христа, попытавшись Его убить. Сделать это у них не вышло, но сам факт попытки выглядит практически абсурдным. Что же такого Он сказал?

Для того, чтобы хотя бы отчасти понять ярость иудеев, надо вспомнить две вещи. Во-первых, они воспринимают себя как народ, который находится в особых отношениях с Богом. Основания для этого у них, конечно же, были, ведь они находились в завете с Творцом. «Я Господь Бог твой», — говорит Создатель мира в первой из десяти заповедей. Стоит только задуматься об этом. Не «вы Мой народ», как мог бы сказать хозяин всего мира, Тот, Кому всё принадлежит, но «Я ваш Бог». Народ в этой заповеди выглядит не собственностью Бога, но людьми, с которыми Он выстраивает глубоко личные, доверительные отношения. И, естественно, в контексте таких отношений, язычники выглядели просто фоном, на котором существовали дети Божии, ради которых, как они полагали, сотворён весь мир.

Во-вторых, возмутившиеся иудеи хорошо знали Христа, потому что эта беседа происходила в Его родном городе. По свидетельству Евангелиста Луки, в других городах Иисус от всех был прославляем. Когда же Спаситель пришел в Назарет, прочитал мессианский отрывок из книги пророка Исайи и явно применил его к Себе, никто ничего не понял. Ты же Сын Иосифа! И мы знаем Тебя с детства. Что это Ты нам тут такое про Себя рассказываешь? И Спаситель знает, что в этих словах звучит: «Давай-давай, покажи нам чудеса, о которых мы слышали, которые Ты творил в других городах. Мы поверим, если докажешь».

Однако Спаситель не тот, кого стоило, как говориться, «брать на слабо». Чудеса, которые Он совершал, были ответом на покаяние и веру, а не на отношение к Нему, как к фокуснику, который должен продемонстрировать свои удивительные способности.

Отвечая иудеям, Он рассказывает им две истории, которые они прекрасно знали. Обе они были связаны с тем, что еврейский народ в своё время пренебрегал пророками. Так поклоняясь Ваалу, он отверг Илию, который был вынужден жить в городе Сарепта Сидонская у вдовы язычницы. И к Елисею, желая исцелиться от проказы, с верой пришёл только сирийский военачальник Нееман, в то время как царь израильский практически забыл о таком пророке. И смысл обеих историй в том, что народ, который считал себя богоносцем, оказался слишком самоуверенным. Естественно, иудеи, которые слушали Христа, пришли в ярость вместо того, чтобы задуматься о том, что Бога нельзя себе присвоить. Он — Творец всего мира и все люди Его дети. Любой человек и даже народ может от Него отвернуться, и любой может к Нему обратиться. Ведь Он судит не по названиям и не по горделивым мыслям, Он отвечает на веру, которая может поселиться в сердце каждого.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует cвященник Дмитрий Барицкий.

Город Назарет, в котором произошли описываемые события, был родным городом Спасителя. Господь провел здесь Своё детство. Здесь Он начал Свою проповедь. Однако Его вчерашние соседи не принимают Его. Они отказываются видеть в Нём обещанного Мессию, который, по их представлениям, должен был выглядеть, говорить и действовать совершенно иначе. Иудеи верили, что Мессия будет властной, авторитетной фигурой, окружённой ореолом таинственности, могущества и силы. Но никак не их соседом-плотником, который оказался настолько дерзким, что осмелился не просто заявлять о своём избранничестве, но и высказывать богохульные идеи: дескать, его цель как Мессии заключается не только в том, чтобы спасти евреев, но и нести слово Божие язычникам. Потому что также, как и иудеи, они имеют право быть участниками Его царства. То есть Господь нарушает все привычные представления, которые живут в сознании Его вчерашних соседей. За все это Христа и хотят убить.

Трудно сказать, что жители Назарета были люди грубые и жестокосердные. Что они не верили в Бога. Нет. Напротив, они были очень ревностные исполнители закона и последователи религиозной традиции. А на тот момент это была истинная традиция Богопочитания. Это была Ветхозаветная Церковь, многих святых которой мы чтим до сих пор. И если бы мы повстречали многих из тех людей, которые ополчились на Христа, на своём жизненном пути, наверняка они вызвали бы у нас уважение своей ревностью о законе Бога и внимательностью к исполнению разного рода ритуальных правил и предписаний. Ведь и сейчас, когда мы встречаем такого человека в Церкви, мы нередко уважаем его за то, как он строго постится, как долго и усердно молится, с каким усердием посещает богослужения, как цитирует Писание и святых отцов. Однако, как показывает Евангелие, всего этого недостаточно для того, чтобы узнать Бога. Оказывается, для знания Бога необходим особый род духовной проницательности, которая позволяет нам за внешним увидеть внутреннее. Уметь распознать, когда за благолепной формой, красивыми, проникновенными и благочестивыми словами скрывается пустота, и напротив, когда внешне неприглядное, непривычное, а подчас и возмутительное своим нарушением установленного хода мысли и поведения таит в себе бесценное сокровище благодати.

А поэтому хорошо бы не забывать, что Господь — Владыка всего. Он не обязан подчиняться нашим представлениям о Нём. Он может входить в нашу жизнь очень необычным способом. Проявлять себя в нестандартных с точки зрения благочестия ситуациях и действовать через тех людей, которых мы совершенно не воспринимаем как Его посланников. А потому наша задача приучить себя, с одной стороны, не отвергать то, что нам кажется странным и не соответствующим нашим представлениям о Боге и Его действиях в этом мире, а с другой, понуждать внимательней, с молитвой, вглядываться в тех людей и в те ситуации, которые мы воспринимаем как обыденные, привычные, и не обращаем на них особого внимания. Очень возможно, что, начав с этих маленьких шагов, именно так мы найдём Бога, Которого мы постоянно ищем, но почему-то никак не можем встретить.

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
02.08.2023среда
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****