Евангелие от Луки, Глава 4, стихи 22-30. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 4, стихи 22-30

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии священник Стефан Домусчи. Кого Бог любит больше всего? Кому-то этот вопрос покажется абсурдным, а кому-то вполне естественным, ведь люди любят присваивать себе особое Божественное отношение. Но как всё же на самом деле? Ответ на этот вопрос Христос даёт в отрывке из 4-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 4.

22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?

23 Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то́, что́, мы слышали, было в Капернауме.

24 И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.

25 Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле,

26 и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую;

27 много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.

28 Услышав это, все в синагоге исполнились ярости

29 и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его;

30 но Он, пройдя посреди них, удалился.

Как мы только что услышали, сегодняшнее чтение заканчивается какой-то совершенно непонятной ситуацией. Хотя ничто, на наш взгляд, не предвещало конфликта, иудеи пришли в ярость и бросились на Христа, попытавшись Его убить. Сделать это у них не вышло, но сам факт попытки выглядит практически абсурдным. Что же такого Он сказал?

Для того, чтобы хотя бы отчасти понять ярость иудеев, надо вспомнить две вещи. Во-первых, они воспринимают себя как народ, который находится в особых отношениях с Богом. Основания для этого у них, конечно же, были, ведь они находились в завете с Творцом. «Я Господь Бог твой», — говорит Создатель мира в первой из десяти заповедей. Стоит только задуматься об этом. Не «вы Мой народ», как мог бы сказать хозяин всего мира, Тот, Кому всё принадлежит, но «Я ваш Бог». Народ в этой заповеди выглядит не собственностью Бога, но людьми, с которыми Он выстраивает глубоко личные, доверительные отношения. И, естественно, в контексте таких отношений, язычники выглядели просто фоном, на котором существовали дети Божии, ради которых, как они полагали, сотворён весь мир.

Во-вторых, возмутившиеся иудеи хорошо знали Христа, потому что эта беседа происходила в Его родном городе. По свидетельству Евангелиста Луки, в других городах Иисус от всех был прославляем. Когда же Спаситель пришел в Назарет, прочитал мессианский отрывок из книги пророка Исайи и явно применил его к Себе, никто ничего не понял. Ты же Сын Иосифа! И мы знаем Тебя с детства. Что это Ты нам тут такое про Себя рассказываешь? И Спаситель знает, что в этих словах звучит: «Давай-давай, покажи нам чудеса, о которых мы слышали, которые Ты творил в других городах. Мы поверим, если докажешь».

Однако Спаситель не тот, кого стоило, как говориться, «брать на слабо». Чудеса, которые Он совершал, были ответом на покаяние и веру, а не на отношение к Нему, как к фокуснику, который должен продемонстрировать свои удивительные способности.

Отвечая иудеям, Он рассказывает им две истории, которые они прекрасно знали. Обе они были связаны с тем, что еврейский народ в своё время пренебрегал пророками. Так поклоняясь Ваалу, он отверг Илию, который был вынужден жить в городе Сарепта Сидонская у вдовы язычницы. И к Елисею, желая исцелиться от проказы, с верой пришёл только сирийский военачальник Нееман, в то время как царь израильский практически забыл о таком пророке. И смысл обеих историй в том, что народ, который считал себя богоносцем, оказался слишком самоуверенным. Естественно, иудеи, которые слушали Христа, пришли в ярость вместо того, чтобы задуматься о том, что Бога нельзя себе присвоить. Он — Творец всего мира и все люди Его дети. Любой человек и даже народ может от Него отвернуться, и любой может к Нему обратиться. Ведь Он судит не по названиям и не по горделивым мыслям, Он отвечает на веру, которая может поселиться в сердце каждого.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!