Евангелие от Луки, Глава 4, стихи 22-30
Город Назарет, в котором произошли описываемые события, был родным городом Спасителя. Господь провел здесь Своё детство. Здесь Он начал Свою проповедь. Однако Его вчерашние соседи не принимают Его. Они отказываются видеть в Нём обещанного Мессию, который, по их представлениям, должен был выглядеть, говорить и действовать совершенно иначе. Иудеи верили, что Мессия будет властной, авторитетной фигурой, окружённой ореолом таинственности, могущества и силы. Но никак не их соседом-плотником, который оказался настолько дерзким, что осмелился не просто заявлять о своём избранничестве, но и высказывать богохульные идеи: дескать, его цель как Мессии заключается не только в том, чтобы спасти евреев, но и нести слово Божие язычникам. Потому что также, как и иудеи, они имеют право быть участниками Его царства. То есть Господь нарушает все привычные представления, которые живут в сознании Его вчерашних соседей. За все это Христа и хотят убить.
Трудно сказать, что жители Назарета были люди грубые и жестокосердные. Что они не верили в Бога. Нет. Напротив, они были очень ревностные исполнители закона и последователи религиозной традиции. А на тот момент это была истинная традиция Богопочитания. Это была Ветхозаветная Церковь, многих святых которой мы чтим до сих пор. И если бы мы повстречали многих из тех людей, которые ополчились на Христа, на своём жизненном пути, наверняка они вызвали бы у нас уважение своей ревностью о законе Бога и внимательностью к исполнению разного рода ритуальных правил и предписаний. Ведь и сейчас, когда мы встречаем такого человека в Церкви, мы нередко уважаем его за то, как он строго постится, как долго и усердно молится, с каким усердием посещает богослужения, как цитирует Писание и святых отцов. Однако, как показывает Евангелие, всего этого недостаточно для того, чтобы узнать Бога. Оказывается, для знания Бога необходим особый род духовной проницательности, которая позволяет нам за внешним увидеть внутреннее. Уметь распознать, когда за благолепной формой, красивыми, проникновенными и благочестивыми словами скрывается пустота, и напротив, когда внешне неприглядное, непривычное, а подчас и возмутительное своим нарушением установленного хода мысли и поведения таит в себе бесценное сокровище благодати.
А поэтому хорошо бы не забывать, что Господь — Владыка всего. Он не обязан подчиняться нашим представлениям о Нём. Он может входить в нашу жизнь очень необычным способом. Проявлять себя в нестандартных с точки зрения благочестия ситуациях и действовать через тех людей, которых мы совершенно не воспринимаем как Его посланников. А потому наша задача приучить себя, с одной стороны, не отвергать то, что нам кажется странным и не соответствующим нашим представлениям о Боге и Его действиях в этом мире, а с другой, понуждать внимательней, с молитвой, вглядываться в тех людей и в те ситуации, которые мы воспринимаем как обыденные, привычные, и не обращаем на них особого внимания. Очень возможно, что, начав с этих маленьких шагов, именно так мы найдём Бога, Которого мы постоянно ищем, но почему-то никак не можем встретить.