Однажды Господь Иисус произнёс фразу, которая вызывает вопросы и даже недоумение у многих: «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам». Ведь неминуемо возникает вопрос — "Что же нужно такого ужасного совершить, чтобы никогда не быть прощённым Богом? Ведь во время земного служения Христос Спаситель прощал самые разные прегрешения людям. Ответ на вопрос — что такое хула на Духа Святого и почему она не прощается — мы сможем найти в отрывке из двенадцатой главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 12.
30 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;
32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.
33 Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду.
34 Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста.
35 Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое.
36 Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда:
37 ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.
Действительно, Господь Иисус в течение земного служения миловал воров, блудников, грабителей и, как кажется, убийц. Последнее, может быть, не столь очевидно. Но кого бы, как ни убийцу и бунтовщика, приговорили бы в Римской империи к казни через распятие. Напомню, что рядом со Христом на вершине Голгофы висело двое разбойников. Один из них, прощённый Спасителем, оказался первым человеком, вошедшим в рай.
Итак — мы перечислили самые тяжёлые прегрешения, но все они так или иначе подпадали под прощение Спасителя. Что же тогда такое хула на Духа Святого? Это ситуация, в рамках которой человек явным образом ощущает присутствие, действие Божие, но не желает его принять, с ним согласиться. Иными словами — речь идёт о самой настоящей и осознанной лжи, когда мы имеем дело с отрицанием очевидного. Почему же не прощается подобное поведение? Потому что те, кто избирает данный ход действий, просто не нуждаются в прощении, а ещё и не нуждаются в Боге как таковом.
Собственно, именно такое поведение мы и видим в лице противников Христа. На их глазах Спасителем совершалось множество неоспоримых чудес, каждое из которых становилось проявлением Божьих милосердия и любви. Но религиозные вожди древнего Израиля категорически служения Господа Иисус не принимали, не имея, в сущности, возможности отрицать очевидного. Оправдания для такого неприятия находились разные. В одних случаях речь шла о якобы нарушении Христом заповеди о субботе — дне шаббата, то есть абсолютного покоя. В других — фарисеи и саддукеи утверждали, что чудеса совершаются силой бесовской. Но, так или иначе, в корне всего перечисленного находились властолюбие, зависть и малодушие, подталкивавшие этих несчастных людей к самому настоящему богохульству.
Какой же вывод из всего вышесказанного необходимо сделать? Тут двумя словами не ограничишься. Первое, о чем следовало бы сказать, что милосердие Божие не знает границ. Господь, будучи по природе Своей высшим проявлением любви, адресует эту любовь нам. И как только мы, подобно блудному сыну, осознаем сделанные ошибки и выражаем стремление их преодолеть, Бог простирает перед нами Свои объятия. Но и это ещё не всё.
Бог, Которого исповедует христианство, не какой-то сиропно-сентиментальный душка. Это Господь-ревнитель. Тот, Кто не терпит лжи и лукавства, Тот, от Которого нельзя откупиться свечами или пожертвованиями. Истинным приношением нашему Богу является сердце чистое и милостивое, а ещё и совесть, не обременённая лукавством. Таким образом, Господь готов простить нам наше несовершенство, помочь исправить промахи, измениться к лучшему. Но всё перечисленное без нашего собственного искреннего, честного и свободного участия просто невозможно.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееВ сегодняшнем чтении мы слышим грозные слова Христа о том, что человек должен чувствовать ответственность за то, что говорит. Чтобы лучше понять смысл Его речи, важно вспомнить контекст. После того, как Спаситель исцелил бесноватого, в народе стали поговаривать, что Он может быть Мессией. Фарисеи, напротив, стали говорить, что Он изгнал беса силой князя бесовского. Отвечая на их слова, Христос указал им на то, что и в их собственной среде были те, кто изгоняли бесов и явно делали это силой Божией. И тот факт, что они не обвиняли своих собратьев и стали обвинять Христа, говорит об их предвзятости. Одно дело — обвинять его в каких-то внешних частностях и совсем другое — сомневаться в источнике Его чудес. Подчёркивая это, Спаситель говорит: кто не со Мной, тот против Меня. Смысл этих слов очень прост. Приходит время, когда надо определяться. Вы ждёте Мессию? Да. Он пришёл и время безответственных слов закончилось. Прежде, когда Мессии не было, вы могли спорить, могли объединяться в богословские школы, анализировать и сопоставлять варианты традиций... И вы привыкли рассуждать на религиозные темы, в которых вы поднаторели. Но это время закончилось и теперь, если вы не принимаете Мессию и не становитесь Его соработниками — вы становитесь Его противниками. Бог заключил завет с народом, в котором должен был родиться искупитель — Христос. И вот вы, фарисеи, блюстители традиций и норм Завета, должны быть больше кого-либо другого заинтересованы в исполнении этих замыслов Божиих. Вы должны не просто ждать Мессию, вы должны включиться в Его дело в числе первых. Но вместо этого вы начинаете обвинять Его в демонизме и, значит, расточаете дело Божье вместо того, чтобы собирать. При этом Христос прекрасно знает, что далеко не все способны сразу вместить идею воплощения Бога. Он, очевидно, понимал, что бытовая сторона Его жизни могла вызывать вопросы: то Его ученики не постились, то ели неумытыми руками, то Он разогнал торговцев, которые мешали молящимся в храме... Именно поэтому Он говорит, что возмущение Им, как Сыном Человеческим простится. Люди могли осуждать Его за видимое нарушение закона о субботе, не понимая, что это было продиктовано любовью. Однако исцеление бесноватого — это явное действие Святого Духа Божьего. Одно дело хула на человеческие действия, другое дело, хула на явное вмешательство Бога в мир, на явное чудо. Сомнение в человеческом понятно, но сомнение в Божием говорит о явной нравственной порче, о такой сильной отравленности сознания грехом, что она отражается на судьбе человека в вечности. Если они готовы восставать на Божье — возникает вопрос, каковы они сами.
Под конец, как это часто бывает в Евангелии, из какой-то конкретной ситуации, Спаситель делает вывод, имеющий общечеловеческое значение. Обращаясь к фарисеям, Он говорит про ответственность за праздные слова. При этом слово, которое переведено как «праздный», означает, скорее, «бесплодный». То есть смысл не столько в том, что мы должны говорить только по делу... Акцент сделан на другом: что бы мы ни говорили, мы всегда должны думать о цели сказанного, о том, какие плоды будут у этого разговора. Иногда и проповедь может ранить и привести к отчаянию, а непринуждённая дружеская болтовня поддержать и даровать надежду. Иными словами, что бы мы ни говорили, и какой бы ни была наша речь, мы должны понимать, что цель наших слов всегда должна быть доброй.
Читать далее
священник Антоний Борисов