Евангелие от Матфея, Глава 12, стихи 30-37. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 12, стихи 30-37

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим грозные слова Христа о том, что человек должен чувствовать ответственность за то, что говорит. Чтобы лучше понять смысл Его речи, важно вспомнить контекст. После того, как Спаситель исцелил бесноватого, в народе стали поговаривать, что Он может быть Мессией. Фарисеи, напротив, стали говорить, что Он изгнал беса силой князя бесовского. Отвечая на их слова, Христос указал им на то, что и в их собственной среде были те, кто изгоняли бесов и явно делали это силой Божией. И тот факт, что они не обвиняли своих собратьев и стали обвинять Христа, говорит об их предвзятости. Одно дело — обвинять его в каких-то внешних частностях и совсем другое — сомневаться в источнике Его чудес. Подчёркивая это, Спаситель говорит: кто не со Мной, тот против Меня. Смысл этих слов очень прост. Приходит время, когда надо определяться. Вы ждёте Мессию? Да. Он пришёл и время безответственных слов закончилось. Прежде, когда Мессии не было, вы могли спорить, могли объединяться в богословские школы, анализировать и сопоставлять варианты традиций... И вы привыкли рассуждать на религиозные темы, в которых вы поднаторели. Но это время закончилось и теперь, если вы не принимаете Мессию и не становитесь Его соработниками — вы становитесь Его противниками. Бог заключил завет с народом, в котором должен был родиться искупитель — Христос. И вот вы, фарисеи, блюстители традиций и норм Завета, должны быть больше кого-либо другого заинтересованы в исполнении этих замыслов Божиих. Вы должны не просто ждать Мессию, вы должны включиться в Его дело в числе первых. Но вместо этого вы начинаете обвинять Его в демонизме и, значит, расточаете дело Божье вместо того, чтобы собирать. При этом Христос прекрасно знает, что далеко не все способны сразу вместить идею воплощения Бога. Он, очевидно, понимал, что бытовая сторона Его жизни могла вызывать вопросы: то Его ученики не постились, то ели неумытыми руками, то Он разогнал торговцев, которые мешали молящимся в храме... Именно поэтому Он говорит, что возмущение Им, как Сыном Человеческим простится. Люди могли осуждать Его за видимое нарушение закона о субботе, не понимая, что это было продиктовано любовью. Однако исцеление бесноватого — это явное действие Святого Духа Божьего. Одно дело хула на человеческие действия, другое дело, хула на явное вмешательство Бога в мир, на явное чудо. Сомнение в человеческом понятно, но сомнение в Божием говорит о явной нравственной порче, о такой сильной отравленности сознания грехом, что она отражается на судьбе человека в вечности. Если они готовы восставать на Божье — возникает вопрос, каковы они сами.

Под конец, как это часто бывает в Евангелии, из какой-то конкретной ситуации, Спаситель делает вывод, имеющий общечеловеческое значение. Обращаясь к фарисеям, Он говорит про ответственность за праздные слова. При этом слово, которое переведено как «праздный», означает, скорее, «бесплодный». То есть смысл не столько в том, что мы должны говорить только по делу... Акцент сделан на другом: что бы мы ни говорили, мы всегда должны думать о цели сказанного, о том, какие плоды будут у этого разговора. Иногда и проповедь может ранить и привести к отчаянию, а непринуждённая дружеская болтовня поддержать и даровать надежду. Иными словами, что бы мы ни говорили, и какой бы ни была наша речь, мы должны понимать, что цель наших слов всегда должна быть доброй.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!