Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Иоанна, Глава 10, стихи 1-9

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Евангелие от Иоанна, Глава 10
Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов

«Блажен, кто и животных жалеет» — такие замечательные слова можно найти в библейской книге Притчей Соломона. Чтобы понять всю глубину данной фразы, нужно хотя бы раз взглянуть на то, как обращаются с овцами пастухи Палестины. Они каждого своего питомца не просто знают, но называют по имени. Овцы же прекрасно отличают голос своего пастыря от голосов иных пастухов, а потому без промедления спешат к нему, когда он их к себе зовёт. Образ отношений между пастырем и овцами лёг в основу речи Христа, которую мы можем найти в десятой главе Евангелия от Иоанна. Данный отрывок читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 10.

Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник;

а входящий дверью есть пастырь овцам.

Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.

4 И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.

5 За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.

Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.

Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.

Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.

Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

Для лучшего понимания прозвучавшего евангельского отрывка важно иметь в виду не только образ отношений пастуха и овец. Необходимо озвучить ещё одну историко-культурную деталь. Состоит она в следующем. В Палестине в древности овец на ночь помещали в специальные пещеры-загоны. Это было необходимо для того, чтобы уберечь стадо от нападения различных хищников (прежде всего, волков), а также проникновения воров.

Как вы понимаете, приладить дверь к каменному проходу довольно сложно. Потому функцию двери на ночное время исполнял... сам пастух. Пастырь ложился на входе, защищая собственным телом овец от различных опасностей. Теперь становится понятно, что Господь Иисус в прозвучавшей беседе называет Себя дверью не случайно. Он, являясь истинным и жертвенным Пастырем, полагает жизнь Свою, спасая от греха и смерти тех, кто поверил в Евангелие.

Паства Спасителя — основанная Им Церковь — приобретает неземную силу к выживанию благодаря этому щедрому деянию Господа Иисуса. Важно также отметить и следующее. Христос, находясь как бы во входном проёме в пространство Церкви, не блокирует полностью имеющийся проход. Но указывает, что только тот законным образом становится частью народа Божия, кто имеет веру в Сына Божьего.

В значительно большей степени данные слова Спасителя относятся к тем, кто претендует на то, чтобы разделить с Ним труд пастырства. То есть исполнения обязанностей священнослужения. На обратной стороне креста, который православный священник носит на груди, находятся слова апостола Павла: «Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте». Только в случае исполнения данного призыва священник оказывается истинным христианским пастырем, со-работником Христовым.

Противники Спасителя, претендовавшие на то, чтобы учить, наставлять, управлять народом, не вняли призыву Сына Божьего. Не только потому, что не имели веры во Христа, но и потому, что оказались пленниками властолюбия и корысти. Для фарисеев и саддукеев настоящей целью их деятельности были выгодное общественное положение и финансовая корысть. Мало кто из них задумывался о жертвенном служении и исполнении завета ещё одного святого — пророка Исайи: «Утешайтеутешайте народ Мойговорит Бог ваш; говорите к сердцу Иерусалима».

Истинное пастырство, укоренённое в вере во Христа, есть служение, совмещающее в себе стремление исполнить правду Божию и стать проводником милосердия Господня, которое предполагает не потакательство греху, но помощь человеку в его преодолении. Подобная духовная поддержка возможна лишь тогда, когда пришедший в храм видит в лице священника отблеск Божественной благодати, а также стремление разделить радость от пребывания в Церкви — любимой Христом пастве Его учеников.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Сегодня Христос Спаситель предлагает нам образ, вполне понятный для Его современников, но для нас, людей городских, куда менее привычный. Это образ пастуха овечьего стада — причем Иисус Себя сравнивает не только с пастухом, но и с дверью в овчарню. Почему так важно было об этом сказать слушателям — давайте разбираться.

В этом рассказе есть один персонаж, который практически выпадает из поля нашего внимания — однако именно его роль — ключевая. Это — придверник, работник овчарни, задача которого — охранять стадо и не допускать к нему чужих. Именно поэтому говорится о ворах и разбойниках, что они не будут и пытаться входить дверью — где неизбежно встретят сопротивление. Им проще пробраться через ограду в неприметном месте — и выполнить свой злодейский замысел. Не будь придверника — овцы находились бы в куда большей опасности: разбойники с лёгкостью могли бы сломать запоры и похитить всё стадо!

Если продолжать аналогию, предложенную Самим Спасителем, где Он — дверь овцам и их Пастырь, то возникает вопрос: кто же тогда — придверник? Без сомнения, придверник — это Церковь — которая обеспечивает все условия для постоянного и безпроблемного взаимодействия между пастухом — Христом — и Его стадом — верующими и верными Христу людьми.

Какими качествами должен обладать придверник, чтобы успешно исполнять возложенные на него функции?

Прежде всего, он должен очень хорошо знать самого пастыря — чтобы не обознаться, не принять чужого за своего. Что это значит для Церкви? Если позволите так сказать, главная «компетенция» Церкви — в ведении Иисуса Христа, умении распознавать дух Христов от множества иных тональностей жизни.

Второе — придверник не может быть хилым и чахлым — иначе любой злоумышленник с лёгкостью его скрутит и похитит всё стадо. Если мы говорим о Церкви, то она не имеет права быть слабой и безресурсной — я имею в виду здесь не только и не столько материальную сторону и влияние на общественную жизнь, сколько самоощущение церковных людей как ответственных за саму Церковь.

И третья, очень важная черта придверника — он не имеет права подменять собой пастыря — даже если он видит день изо дня, как пастырь совершает одни и те же действия, и каждое движение он уже выучил наизусть и может повторить с закрытыми глазами, и даже голосу пастуха может почти безошибочно подражать. Нет, нет и ещё раз — нет! Если придверник, вообразив себя пастухом, возьмет и уведет куда-то всё стадо — чем он будет отличаться от разбойников? И что подумает настоящий пастух, когда придёт в овчарню, а она окажется пуста?

Хочется пожелать всем нам — а особенно тем, кто состоит в клире, — почаще вспоминать о том, что мы — не пастухи, а всего лишь придверники, помогающие нашему Единственному Пастырю — Христу Спасителю!

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
28.07.2023пятница
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****