Евангелие от Иоанна, Глава 10, стихи 1-9

Область духовной жизни, о которой говорит христианская традиция, весьма обширна и разнообразна. Для того, чтобы в ней сориентироваться, необходим опытный наставник. Однако, чтобы найти дорогу в Царство Небесное, знать такого человека и советоваться с ним недостаточно. О том, что нам ещё необходимо для полноценного общения с Богом, мы можем услышать в том отрывке из 10-й главы Евангелия от Иоанна, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
В Священном Писании о Боге как о пастыре говорится довольно часто. Так в книге псалмов царя Давида читаем: «Господь Пастырь мой, я ни в чём не буду нуждаться». А у пророка Исаии находим такие строки о Мессии: «Как Пастырь Он будет пасти стадо Своё. Агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей и водить дойных». Эта метафора нередко встречается на страницах Нового Завета, в том числе её использует и Сам Спаситель, ярким примером чего является только что прозвучавший отрывок.
Здесь важно указать на одну особенность. В отличие от некоторых других стран в Палестине овец и коз разводили главным образом не ради мяса, а ради шерсти. Поэтому многие животные проводили с пастухом довольно продолжительное время. За несколько лет он мог изучить каждую овечку и козочку, особенности их внешнего вида, их характер, и на основании этого дать им клички. Животные откликались на эти имена. Но ещё в большей степени они отзывались на голос своего пастуха. К голосу чужого человека они относились подозрительно. Они или не реагировали на него или, чувствуя опасность, в страхе разбегались.
Господь сегодня несколько раз указывает на эту особенность. И благодаря этому метафора пастыря, который заботится о своих овцах, получает дополнительный богословский смысл. Дело в том, что идея голоса Божия играла большую роль в богословии Ветхого Завета. Бога нельзя видеть, но зато можно слышать Его голос. Однако, по верованиям современников Спасителя, этот голос звучал в полную силу во времена пророков. Теперь он умолк. Господь перестал говорить со своим народом непосредственно. Людям остались лишь священные тексты и своды законов.
И всё же среди евреев существовала вера в то, что Бог вновь заговорит со своим народом с приходом Мессии. Именно через Него Господь будет открывать Свою волю, подобно тому, как Он открывал её через величайших пророков древности. Используя метафору заботливого пастыря, голос которого знают овцы, Христос указывает на исполнение древних пророчеств. Он говорит слушателям, что Он и есть Тот Самый Мессия.
Этот образ касается и всякого из нас. Ведь Господь и наш пастырь, ведь и мы — Его стадо. И к нам Он также обращается по имени. И одна из важных задач духовной жизни — научиться слушать Его голос. Он обращается к нам не только через тексты Священного Писания и святоотеческие труды. Не только через богослужения. Не только через проповедь и наставление духовных руководителей. В первую очередь этот голос звучит в глубине каждого из нас. Оттуда, где, по словам Христа, в нашей душе скрывается Царство Небесное. И чем усерднее мы ищем это Царство, чем тщательнее исполняем евангельские заповеди, тем отчётливей этот голос направляет нас по пути спасения.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов