Евангелие от Иоанна, Глава 10, стихи 1-9
Сегодня Христос Спаситель предлагает нам образ, вполне понятный для Его современников, но для нас, людей городских, куда менее привычный. Это образ пастуха овечьего стада — причем Иисус Себя сравнивает не только с пастухом, но и с дверью в овчарню. Почему так важно было об этом сказать слушателям — давайте разбираться.
В этом рассказе есть один персонаж, который практически выпадает из поля нашего внимания — однако именно его роль — ключевая. Это — придверник, работник овчарни, задача которого — охранять стадо и не допускать к нему чужих. Именно поэтому говорится о ворах и разбойниках, что они не будут и пытаться входить дверью — где неизбежно встретят сопротивление. Им проще пробраться через ограду в неприметном месте — и выполнить свой злодейский замысел. Не будь придверника — овцы находились бы в куда большей опасности: разбойники с лёгкостью могли бы сломать запоры и похитить всё стадо!
Если продолжать аналогию, предложенную Самим Спасителем, где Он — дверь овцам и их Пастырь, то возникает вопрос: кто же тогда — придверник? Без сомнения, придверник — это Церковь — которая обеспечивает все условия для постоянного и безпроблемного взаимодействия между пастухом — Христом — и Его стадом — верующими и верными Христу людьми.
Какими качествами должен обладать придверник, чтобы успешно исполнять возложенные на него функции?
Прежде всего, он должен очень хорошо знать самого пастыря — чтобы не обознаться, не принять чужого за своего. Что это значит для Церкви? Если позволите так сказать, главная «компетенция» Церкви — в ведении Иисуса Христа, умении распознавать дух Христов от множества иных тональностей жизни.
Второе — придверник не может быть хилым и чахлым — иначе любой злоумышленник с лёгкостью его скрутит и похитит всё стадо. Если мы говорим о Церкви, то она не имеет права быть слабой и безресурсной — я имею в виду здесь не только и не столько материальную сторону и влияние на общественную жизнь, сколько самоощущение церковных людей как ответственных за саму Церковь.
И третья, очень важная черта придверника — он не имеет права подменять собой пастыря — даже если он видит день изо дня, как пастырь совершает одни и те же действия, и каждое движение он уже выучил наизусть и может повторить с закрытыми глазами, и даже голосу пастуха может почти безошибочно подражать. Нет, нет и ещё раз — нет! Если придверник, вообразив себя пастухом, возьмет и уведет куда-то всё стадо — чем он будет отличаться от разбойников? И что подумает настоящий пастух, когда придёт в овчарню, а она окажется пуста?
Хочется пожелать всем нам — а особенно тем, кто состоит в клире, — почаще вспоминать о том, что мы — не пастухи, а всего лишь придверники, помогающие нашему Единственному Пастырю — Христу Спасителю!