Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 16, стихи 24-28

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Евангелие от Матфея, Глава 16
Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов

Здравствуйте, у микрофона священник Антоний Борисов. Многим ещё со школьной скамьи знаком образ Икара. Этот герой античной легенды печально прославился тем, что поддался гордости и решил взлететь как можно выше с помощью специальных крыльев. Однако солнце расплавило воск, служивший средством крепления перьев к основе механизма. В результате неразумный Икар упал с огромной высоты в бурное море и погиб. О резком падении с высот духа на самое дно сомнения рассказывает нам 16 глава Евангелия от Матфея, отрывок из которой читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.

Глава 16.

20 Тогда Иисус запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос. 

21 С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

22 И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!

23 Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что́ Божие, но что́ человеческое.

24 Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною,

У евангельского эпизода, который мы только что слышали, есть предыстория. Заключается она в том, что Христос после события Преображения стал спрашивать Своих учеников, Кем они Спасителя считают. От лица апостолов выступил Пётр, сказавший, что Иисус есть обещанный пророками Мессия, Сын Божий. Христос похвалил Петра за проявленную веру и произнёс в его адрес известные слова — «Ты Пётр и на сем камне создам Церковь Мою. И врата ада не одолеют Её». Данное высказывание Спасителя, кстати, очень любят католики, утверждающие, что Римский папа является преемником апостола Петра. Это, в свою очередь, означает для католиков, что папа есть основание, то есть абсолютный глава, Церкви.

Так ли это? Действительно ли Господь Иисус наделил исключительно Петра подобными полномочиями? Ответ мы найдём в прозвучавшем отрывке. Воодушевлённый похвалой Христа, Пётр довольно странно реагирует на дальнейшую речь Учителя. Спаситель призывает апостолов до времени никому не рассказывать ни о чуде Преображения, ни о том, что Он (Иисус) есть посланный Богом Мессия. Почему необходимо было держать эту удивительную и радостную весть в тайне? Потому что не исполнил Христос ещё полностью Свою земную миссию.

Заключалась она не только в проповеди Евангелия и совершении чудес. Господу Иисусу предстояло умереть на Голгофе, а затем воскреснуть из мёртвых, чтобы освободить праведников из плена ада и открыть людям Царство Небесное.

Спаситель, удостоверившись в вере учеников, начал рассказывать им о грядущей Своей участи. И первым, кто стал перечить Христу, отговаривать Его от похода в Иерусалим, становится... всё тот же апостол Пётр. В этот раз Спаситель не хвалит ученика, но даёт ему жесткую отповедь: «Отойди от Меня, сатана! Ты мне в соблазн». О данных словах Христовых католики предпочитают умалчивать. Но это их дело. Какой вывод мы, православные, призваны сделать? Он (этот вывод) уже озвучен Господом Иисусом.

Во-первых, только Христос есть глава Церкви. Слабому человеку подобное служение нести не получится. Во-вторых, мы призваны заботиться, прежде всего, о том, что в наших словах, действиях и жизни в целом — по-настоящему Божие. Не лгать самим себе, не выдавать желаемое за действительное.

Правда Божия часто не совпадает с земными представлениями о комфорте и покое. Зачем кому-то помогать, о ком-то волноваться, с кем-то делиться? Гораздо приятнее жить для себя. Но Спаситель предупреждает нас, что эгоизм неминуемо заведёт человека в тупик, обманет и обречёт на горечь одиночества, бессмыслицы бытия. Христос призывает нас к иному — взять крест любви к Богу и ближнему, а затем последовать за Сыном Божиим. Да, этот путь лежит через страдания и, возможно, через Голгофу. Но это не восхождение на псевдовысоту гордости Икара, а указанный Богом путь, приводящий нас в Царство Небесное — место общей радости верных, предстоящих престолу Божию.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов

В конце девятнадцатого века модным в Европе стал литературный жанр нонсенса. Наиболее ярким его представителем стал Льюис Кэрролл, придумавший две истории о приключениях девочки Алисы. Сначала в волшебной стране, а затем в Зазеркалье. Повествование Кэрролла наполнено самыми разными парадоксальными высказываниями. Например — «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» Своего рода парадоксами наполнен и отрывок из шестнадцатой главы Евангелия от Матфея, читаемый сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.

Глава 16.

24 Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною,

25 ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее;

26 какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?

27 ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его.

28 Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем.

Упомянутый в начале программы Льюис Кэрролл был не только писателем, но ещё и математиком, а также христианским священнослужителем. А потому ему, конечно же, были знакомы библейские образы и выражения. И вполне возможно, что отчасти язык парадокса Кэрролл заимствовал из Священного Писания. Во всяком случае, речь Господа Иисуса совершенно точно была наполнена многочисленными проявлениями нонсенса. Взять хотя бы прозвучавшее чтение из Евангелия от Матфея.

Сначала Христос призывает апостолов взять крест и последовать за Ним. Ученики Спасителя воспринимали данные слова не в переносном, а в прямом смысле. Для современников Господа Иисуса крест являлся не каким-то символом жизненных невзгод, а страшным орудием казни, на которое попадали отъявленные преступники и бунтовщики. Таким образом, Христос, проповедовавший мир и гармонию Евангелия, предупреждает апостолов, что их — проповедников любви — умертвят самым страшным образом.

Но и это еще не всё. Мы слышим и такие слова Спасителя: «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет её». Христос не говорил на языке эллинских мудрецов, а потому душа для Него не какая-то нематериальная сущность, обитающая в теле, а жизнь как таковая. Мы снова имеем дело с парадоксом. Получается, что смысл жизни в том и заключается, чтобы терять («губить») её, а не в том, чтобы сберегать («спасать») её.

Христос не призывает Своих последователей к самоубийству. Речь о другом. Бог дал нам жизнь, чтобы мы «тратили» её ради Бога и людей, так сказать, «теряли» её, а не хранили. На этом пути человека ждёт не только радость, но и многие искушения. Но это — единственный путь в жизнь вечную. Всё это относится к высказыванию Христа о готовности взять свой крест и следовать за Спасителем, о готовности к исповеданию Сына Божьего перед людьми и даже к возможному мученичеству.

Слова Спасителя устрашили апостолов вплоть до того, что Пётр даже начал противоречить Христу — отговаривать Его от следования путём жертвования Собой. Однако вскоре ученики смиряются перед печальной участью. Они понимают, что следовать за Иисусом опасно. Но иного пути для себя апостолы просто не видят. Для них следование за Христом — смысл и сердцевина бытия.

Господь, произнося печальные слова о кресте и самоотречении, не удерживает апостолов рядом с Собой. Но Он беззаветно доверяется им, как доверяются друзьям. Доверяется Он и нам, предлагая ровно тот же выбор — быть ли рядом с Ним до конца или уйти, утратив смысл жизни. Будем же помнить, что наш путь на земле однажды закончится. И главным, в конечном счёте, станет лишь одно обстоятельство — были ли мы верны заповеди любви к Богу и людям? Какой бы эта заповедь парадоксальной подчас ни казалась.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим, как Иисус открывает перед апостолами путь, по которому должны пройти истинные ученики. При этом слова Его были ответом на слова апостола Петра, который уговаривал Учителя не идти на смерть. Пётр признаётся, что считает его Мессией, но по реакции самого Иисуса мы видим, что мессианство апостол понимает слишком однобоко. Мессия для него — это тот, кто решит все проблемы Израиля. Однако Христос, как оказалось, пришёл не для того, чтоб победить римлян, но для того, чтобы победить грех, и не ради славы одного народа, а ради спасения всех. Иными словами, Пётр, уговаривающий Иисуса Христа не идти на крест, не понял сути Его Мессианского пути. Более того, очень обеспокоен этой перспективой, ведь первоначально рассчитывал на совершенно иное будущее. Рассчитывал на то, что Христос называет человеческим. Однако Спаситель не останавливается на предсказании Своей собственной смерти. Сегодня мы слышим, как Он значительно усложняет положение тех, кто пошёл за ним ради простых земных выгод. На месте Петра и любого другого, кто рассуждает так же, можно было бы согласиться с крестным подвигом Мессии, если бы на нём всё заканчивалось, если бы подвиг Его послушания Отцу распространялся бы на остальных автоматически. Он умирает за тебя и это решает Твои проблемы с Богом. Всё было бы просто. Люди были бы очень благодарны за такую жертвенную смерть и все были бы рады воспользоваться её плодами. Только оказалось, что проблемы человека и Бога были следствием проблем человека с самим собой, со своим предназначением. Он выбрал себя вместо Творца и себе самому стал рабом. К чему же зовёт нас Мессия? Сам Он всё время подчёркивал, что во всём стремится соблюдать волю Отца. Собственно, поэтому и говорит, что тот, кто хочет последовать за ним, должен отвергнуться себя и даже потерять душу свою. В некоторых современных переводах, это слово заменено на слово «жизнь», хотя в греческом оригинале Христос говорит именно о душе. Смысл при этом не меняется, ведь именно душа оживотворяет тело, сосредотачивая в себе смыслы и ценности существования каждого человека. И, когда про кого-то говорят, что он пропащая душа — подразумевают вполне определённую вещь: человек загубил свою жизнь, посвятив её чему-то плохому. Мне, правда, при этом вспоминается статья из одной провинциальной газеты 70-х годов 20 века, в которой пионеры обращались к священнику и его матушке с одной простой просьбой: не учить своего ребёнка религии, не лишать его счастливого советского детства, не губить будущего строителя коммунизма. И когда он в детстве ходил в храм и когда после армии поступал в семинарию, знавшие его атеисты считали его именно пропавшей душой, пусть даже и не верили в существование последней. Впрочем, для верующих важна не сама потеря души, ведь так говорили и про преступников. Смысл в том, чтобы не бояться пропасть перед лицом мира, если этого требует верность Христу и Евангелию. Причем верность не формальная, но в первую очередь верность Его заповедям. Ничем, никакими идеями и ценностями человек не может оправдаться, если в душе его будет царствовать зло. Напротив, если в самой глубине своей жизни, в своей душе человек устремится к Богу, все его дела будут праведными, ведь именно по ним, а не по словам, нас будет судить Христос.

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
27.07.2023четверг
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****