Евангелие от Матфея, Глава 16, стихи 24-28
В сегодняшнем чтении мы слышим, как Иисус открывает перед апостолами путь, по которому должны пройти истинные ученики. При этом слова Его были ответом на слова апостола Петра, который уговаривал Учителя не идти на смерть. Пётр признаётся, что считает его Мессией, но по реакции самого Иисуса мы видим, что мессианство апостол понимает слишком однобоко. Мессия для него — это тот, кто решит все проблемы Израиля. Однако Христос, как оказалось, пришёл не для того, чтоб победить римлян, но для того, чтобы победить грех, и не ради славы одного народа, а ради спасения всех. Иными словами, Пётр, уговаривающий Иисуса Христа не идти на крест, не понял сути Его Мессианского пути. Более того, очень обеспокоен этой перспективой, ведь первоначально рассчитывал на совершенно иное будущее. Рассчитывал на то, что Христос называет человеческим. Однако Спаситель не останавливается на предсказании Своей собственной смерти. Сегодня мы слышим, как Он значительно усложняет положение тех, кто пошёл за ним ради простых земных выгод. На месте Петра и любого другого, кто рассуждает так же, можно было бы согласиться с крестным подвигом Мессии, если бы на нём всё заканчивалось, если бы подвиг Его послушания Отцу распространялся бы на остальных автоматически. Он умирает за тебя и это решает Твои проблемы с Богом. Всё было бы просто. Люди были бы очень благодарны за такую жертвенную смерть и все были бы рады воспользоваться её плодами. Только оказалось, что проблемы человека и Бога были следствием проблем человека с самим собой, со своим предназначением. Он выбрал себя вместо Творца и себе самому стал рабом. К чему же зовёт нас Мессия? Сам Он всё время подчёркивал, что во всём стремится соблюдать волю Отца. Собственно, поэтому и говорит, что тот, кто хочет последовать за ним, должен отвергнуться себя и даже потерять душу свою. В некоторых современных переводах, это слово заменено на слово «жизнь», хотя в греческом оригинале Христос говорит именно о душе. Смысл при этом не меняется, ведь именно душа оживотворяет тело, сосредотачивая в себе смыслы и ценности существования каждого человека. И, когда про кого-то говорят, что он пропащая душа — подразумевают вполне определённую вещь: человек загубил свою жизнь, посвятив её чему-то плохому. Мне, правда, при этом вспоминается статья из одной провинциальной газеты 70-х годов 20 века, в которой пионеры обращались к священнику и его матушке с одной простой просьбой: не учить своего ребёнка религии, не лишать его счастливого советского детства, не губить будущего строителя коммунизма. И когда он в детстве ходил в храм и когда после армии поступал в семинарию, знавшие его атеисты считали его именно пропавшей душой, пусть даже и не верили в существование последней. Впрочем, для верующих важна не сама потеря души, ведь так говорили и про преступников. Смысл в том, чтобы не бояться пропасть перед лицом мира, если этого требует верность Христу и Евангелию. Причем верность не формальная, но в первую очередь верность Его заповедям. Ничем, никакими идеями и ценностями человек не может оправдаться, если в душе его будет царствовать зло. Напротив, если в самой глубине своей жизни, в своей душе человек устремится к Богу, все его дела будут праведными, ведь именно по ним, а не по словам, нас будет судить Христос.