Жизнь созерцательная и жизнь деятельная – две стороны духовного пути любого человека. Нередко, в том числе и от христиан, можно услышать: чтобы прийти к Богу, следует избегать всякой житейской активности, которая лишь мешает подлинной духовной жизни. Так ли это? Тот отрывок из 10 и 11-й глав Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, предлагает ответ на этот вопрос. Давайте послушаем.
Глава 10
38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
39 У неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
42 А одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
Глава 11
27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.
За что же Господь упрекает Марфу и почему приводит ей в пример Марию? Неужели потому, что она суетится по хозяйству и старается сделать всё, чтобы дорогому гостю было уютно и комфортно? Это звучит довольно странно. Ведь во многих других местах Евангелия Господь Сам призывает людей быть внимательными друг ко другу, в том числе побуждает оказывать гостеприимство. А в некоторых случаях даже упрекает за то, что хозяева этого не сделали. Поэтому дело здесь совершенно в другом.
Присмотримся к образу Марфы. Как она действует? Мы видим хозяйку, у которой всё под контролем. У неё есть своё видение того, как надо оказывать гостеприимство, и она полностью вовлечена в этот процесс. Она тут главная ответственная за уют и комфорт, поэтому ей решать, кто и что должен делать. Но вот появляется помеха. Что-то идёт не по её сценарию. Мария нарушает все планы, а дорогой Гость, ради Которого вся эта суета, потакает ей в этом. Поэтому она и начинает раздражаться, нервничать и в итоге упрекает не только сестру, но и Самого Христа: «Вот, Господи, я тут ради Тебя стараюсь, а Тебе и дела нет». Получается на первом месте у Марфы не Господь, а её собственный проект. В этом состоянии Господь её и упрекает. Служить по дому, оказывать гостеприимство замечательно, но не стоит вовлекаться в этот процесс так, что забываешь, ради чего и кого все это делаешь.
Знакомая ситуация, не правда ли? Порой мы так глубоко погружаемся в свои фантазии, мечты и представления о том, как же на самом деле должна протекать наша жизнь, что, в лучшем случае испытываем раздражение и недовольство, когда что-то идёт не по-нашему сценарию. Мы начинаем или грызть самих себя, за то, что недостаточно хороши в своём движении к цели, или срываемся на окружающих за то, что мешают нам на этом пути. Нередко их вина лишь в том, что они хотят жить своей жизнью. И часто это совсем не так, как этого хотелось бы нам. Ведь это нарушает наши планы. Бывает, что мы сетуем даже на Бога, Который допускает непредсказуемые ситуации и всё идёт не так, как мы себе представляли. Почему мы так реагируем? А потому, что уверены будто если всё будет идти так, как мы хотим, нам будет лучше. Мы получим удовлетворение, душевный мир и покой. Но парадокс в том, что лучше никогда не бывает, и мы бегаем по кругу: планируем, не получаем, злимся, опять планируем, не получаем, злимся.
Поэтому Господь говорит нам сегодня: по сути, только одно нужно человеку — общение со Мной. Только я могу дать сердечную полноту. Это совсем не означает, что нужно прекратить планировать, устанавливать цели и достигать их. Это означает, что не следует вовлекаться в них эмоционально. Не следует прилепляться к ним своими мыслями и чувствами. Полностью отдавать себя в их распоряжение. Это форма идолослужения. Вовлекаясь в свои фантазии, мы теряем ясность ума и трезвенность чувств. Это лёгкая форма одержимости. Ведь теперь мой проект управляет моей жизнью. Всё, что мешает ему осуществиться, вызывает у меня гнев. А в итоге всё та же пустота и неудовлетворённость. Сценарий один и тот же, как в сказках, где в итоге золото превращается в черепки, а карета в тыкву.
Всеми своими силами, всем сердцем и всей душой вовлекаться можно лишь в Бога. Ставить в центр жизни Его волю. Всего себя отдавать исполнению Его проекта. На ежедневной основе стремиться воплотить в отношениях с окружающими Евангелие. Даже когда я занят своими делами, помнить, что лишь Бог не подведёт. Лишь Он один может напитать меня Своим Духом. Удовлетворить мою жажду. Если будем так поступать, заботиться о том, как нам сегодня исполнить волю Творца, то скоро заметим, что Он в Свою очередь берёт на Себя решение многих наших бытовых проблем, к которым мы даже не знали, как подступиться. Чудесным образом получается так, что если Бог оказывается у нас на первом месте, то и всё остальное со временем оказывается на своём.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЧеловеку свойственно жаждать и искать счастья. С точки зрения христианского представления о мире, стремление к счастью продиктовано природой человека, созданного по образу и подобию Бога для пребывания в общении любви со своим Творцом. Но грехопадение первых людей исказило первоначальный Божий замысел, мы оказались вне богообщения, тоска по которому и воспринимается нами как поиск счастья. Как правило, мы, стремясь к счастью, не вполне способны определить его, чаще всего мы полагаем, что счастье обусловлено набором внешних факторов: здоровьем, достатком, благополучной семьёй, безопасностью и так далее. Вместе с этим кажется, что путь к счастью состоит в достижении этих и иных подобных им целей. Христианство же смотрит на этот вопрос иначе. С нашей точки зрения счастлив тот, кто пребывает в общении с Богом, тот, кто на опыте познал Божию любовь и сумел сделать шаги навстречу этой любви, ведь в таком случае человек приближается к своему первозданному райскому состоянию, и на него перестают оказывать довлеющее значение какие бы то ни было внешние факторы. У христиан есть немало причин думать именно так, наша позиция продиктована не только Священным Писанием и опытом святых, сам окружающий нас мир подтверждает нашу точку зрения: в этом мире немало тех, кто по совокупности внешних причин должен быть в высшей степени счастлив, но почему-то эти люди вовсе не производят впечатление людей, достигших этой высшей земной цели, напротив, зачастую на них бывает больно смотреть: у них есть всё, но нет радости и нет покоя, а радость и внутренний нерушимый покой, пожалуй, основные характеристики счастливого человека.
Евангельская история про Марфу и Марию — это прекрасная иллюстрация двух возможных позиций человека по отношению к Богу и, как следствие, по отношению к собственной жизни. В этой истории мы видим двух сестёр, которые ведут себя диаметрально противоположным образом. Первая — Марфа — суетится и пытается что-то сделать, а вторая — Мария — просто пребывает со Христом и слушает Его слова, и поступает она так вовсе не потому, что она бездельница, просто Мария умеет должным образом расставлять приоритеты, а у Марфы не получается это сделать, что и выражается в осуждении сестры и в избыточной заботе о гостях. Из контекста этого евангельского отрывка видно, что гости дома Марфы и Марии не нуждались в каком-то особом о себе попечении, и собрались они вовсе не для того, чтобы обильно есть и пить, это была, скорее, дружеская встреча, которая не предполагает какого-то особого угощения, но Марфа увлечена своей ролью хозяйки, а потому от неё ускользает смысл происходящего, она оказывается глуха и слепа к тому, что происходит перед её глазами. Кажется очевидным, что путь Марфы не способен привести к счастью, на этом пути не будет ни радости, ни покоя, тогда как путь Марии ведёт к первозданному блаженству.
Эта мысль ещё раз подчёркивается финалом нынешнего евангельского отрывка, в котором неизвестная женщина говорит о блаженстве, то есть о счастье, Матери Господа Иисуса Христа, но Господь в ответ указывает на то, что блаженство заключается не в каком-то физическом действии или же особом статусе, а в том, чтобы слушать и слышать Бога.
Читать далее
Священник Дмитрий Барицкий