Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 38-42
Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 27-28
Человеку свойственно жаждать и искать счастья. С точки зрения христианского представления о мире, стремление к счастью продиктовано природой человека, созданного по образу и подобию Бога для пребывания в общении любви со своим Творцом. Но грехопадение первых людей исказило первоначальный Божий замысел, мы оказались вне богообщения, тоска по которому и воспринимается нами как поиск счастья. Как правило, мы, стремясь к счастью, не вполне способны определить его, чаще всего мы полагаем, что счастье обусловлено набором внешних факторов: здоровьем, достатком, благополучной семьёй, безопасностью и так далее. Вместе с этим кажется, что путь к счастью состоит в достижении этих и иных подобных им целей. Христианство же смотрит на этот вопрос иначе. С нашей точки зрения счастлив тот, кто пребывает в общении с Богом, тот, кто на опыте познал Божию любовь и сумел сделать шаги навстречу этой любви, ведь в таком случае человек приближается к своему первозданному райскому состоянию, и на него перестают оказывать довлеющее значение какие бы то ни было внешние факторы. У христиан есть немало причин думать именно так, наша позиция продиктована не только Священным Писанием и опытом святых, сам окружающий нас мир подтверждает нашу точку зрения: в этом мире немало тех, кто по совокупности внешних причин должен быть в высшей степени счастлив, но почему-то эти люди вовсе не производят впечатление людей, достигших этой высшей земной цели, напротив, зачастую на них бывает больно смотреть: у них есть всё, но нет радости и нет покоя, а радость и внутренний нерушимый покой, пожалуй, основные характеристики счастливого человека.
Евангельская история про Марфу и Марию — это прекрасная иллюстрация двух возможных позиций человека по отношению к Богу и, как следствие, по отношению к собственной жизни. В этой истории мы видим двух сестёр, которые ведут себя диаметрально противоположным образом. Первая — Марфа — суетится и пытается что-то сделать, а вторая — Мария — просто пребывает со Христом и слушает Его слова, и поступает она так вовсе не потому, что она бездельница, просто Мария умеет должным образом расставлять приоритеты, а у Марфы не получается это сделать, что и выражается в осуждении сестры и в избыточной заботе о гостях. Из контекста этого евангельского отрывка видно, что гости дома Марфы и Марии не нуждались в каком-то особом о себе попечении, и собрались они вовсе не для того, чтобы обильно есть и пить, это была, скорее, дружеская встреча, которая не предполагает какого-то особого угощения, но Марфа увлечена своей ролью хозяйки, а потому от неё ускользает смысл происходящего, она оказывается глуха и слепа к тому, что происходит перед её глазами. Кажется очевидным, что путь Марфы не способен привести к счастью, на этом пути не будет ни радости, ни покоя, тогда как путь Марии ведёт к первозданному блаженству.
Эта мысль ещё раз подчёркивается финалом нынешнего евангельского отрывка, в котором неизвестная женщина говорит о блаженстве, то есть о счастье, Матери Господа Иисуса Христа, но Господь в ответ указывает на то, что блаженство заключается не в каком-то физическом действии или же особом статусе, а в том, чтобы слушать и слышать Бога.