Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM
Исцеление расслабленного

Евангелие от Матфея, Глава 9, стихи 1-8

Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.
Евангелие от Матфея, Глава 9
Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Представьте себе такую ситуацию: в автобусе вам очень больно наступают на ногу. Естественно, вы возмущаетесь. Но тут происходит нечто невообразимое: другой человек — не тот, который наступил — обращается к виновнику — и говорит: «Ну ладно, я тебя прощаю — что ты наступил на ногу!» Как бы вы реагировали на такое?

Очень похожая ситуация — в сегодняшнем чтении из 9й главы Евангелия от Матфея — отрывок из которой и читается сегодня в православных храмах во время богослужения.

Глава 9.

01 Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

02 И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.

03 При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.

04 Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?

05 ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?

06 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.

07 И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой.

08 Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.

Теперь, надеюсь, вам легче понять возмущение иудейских учителей: как мог Иисус произносить слова о прощении грехов — когда с их точки зрения это выглядело ровно так же, как и описанная ранее нами ситуация в автобусе! Ведь грехи может прощать только Невидимый, Всемогущий и Всеведущий Бог — и «точка входа» в это прощение — только через храмовые жертвы! Потому что любой грех — как и любое преступление — требует наказания — то есть смывается кровью. В этом смысле жертва символически отдаёт свою жизнь вместо преступника — но закон о наказании всё равно сохраняется, ибо он — непреложен!

Неудивительно, что та лёгкость, с которой Иисус заявил о прощении грехов расслабленного, буквально взъярила книжников — ревнителей дотошного исполнения закона.

Но что же получается — если вернуться к ситуации в автобусе? Как вообще можно говорить о том, что Бог прощает человеку грехи — которые, например, были направлены не против Бога, а против конкретного человека? Например, муж изменил своей жене. Как может Бог простить его — когда женщина его простить не может, да и не хочет? Неужели Бог может простить грех... вопреки отсутствию прощения со стороны обиженной?

Для ветхозаветного иудаизма такая ситуация была немыслимой: непрощение со стороны обиженного исключало возможность Божественного прощения. И вот мы подходим к самому главному.

Тот, кто внимательно читал Новый Завет, не мог не заметить одну яркую деталь: Христос не оставляет никакого шанса для Своих последователей... в плане непрощения. Если ты идёшь за Христом — никакая тяжесть совершенного против тебя или близких преступления не может быть сильнее твоей власти простить. Непрощение — это требование воздаяния, отмщения обидчику. Но Христос, Непорочный Агнец, который принёс Сам Себя в жертву на Кресте для спасения мира, за каждый наш грех, каждое преступление, каждый «промах» — с Креста как бы задаёт нам один и тот же вопрос: «Что ещё большего ты, человек, хочешь Мне сделать? Ещё раз распять? Ещё раз отхлестать плетьми? Чтобы твоя жажда мщения, наконец-то, была удовлетворена? Может, Моего распятия и позора достаточно будет для вашей кровожадности?...»

Мы, христиане, на груди носим крестик. И он — должен начинать печь, даже прожигать наше сердце всякий раз, когда оно начинает заходиться в жажде мести, непрощения, причинения зла любому обидчику. Потому что на Кресте Бог, ставший человеком, примирил нас не только с Собою — но и друг с другом.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Желание иметь друга, искреннего человека, с которым мы будем ощущать душевное единство, — одно из естественных человеческих желаний. Но как оно соотносится с духовной жизнью. Что, например, о дружбе говорит Евангелие? В отрывке из 9 главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня в православных храмах за богослужением, мы найдём ответ на этот вопрос. Давайте послушаем.

Глава 9.

Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.

При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.

Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?

5 ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?

6 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.

7 И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой.

8 Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.

Город Капернаум находился в Галилее на берегу Тивериадского озера. Спаситель проводил в нём так много времени, что Евангелия даже называют это поселение «Его городом». Несмотря на то, что проповедь Спасителя звучала здесь регулярно, жители Капернаума были к ней не особо восприимчивы. Сохранились даже упрёки Спасителя в их адрес. Он сравнивает их с жителями Содома. Ведь если бы содомляне в своё время увидели столько чудес, сколько Он сотворил в этом городе, давно бы уже покаялись и изменили свою жизнь. Здесь же всё было наоборот. Даже несмотря на присутствие среди них Самого Господа, в своей массе местное население оставалось жестокосердным и не принимало Евангелие. Поэтому Господь даже произносит грозное пророчество: «ты Капернаум, до неба вознёсся, но за своё нечестие до ада низвергнешься».

Можно предположить, что расслабленный, которого друзья принесли к Господу, ничем не отличался от своих сограждан. Возможно, и болезнь ему была послана за какие-то грехи. Косвенно на это указывают и слова Христа, которые Он адресует больному в момент исцеления: «прощаются тебе грехи твои».

Однако, как и в нечестивых городах Содом и Гоморра, были в Капернауме и свои праведники. Как раз из их числа были те люди, которые принесли расслабленного ко Христу на носилках. Сам он не мог прийти к Нему не только по причине болезни, но, видимо, и по своему неверию. И вот находятся добрые люди, которые, возможно, даже вопреки греховным желаниям самого больного, который, как неразумный ребёнок, не понимает, что для него хорошо, а что плохо, несут его к Богу. Вероятно, их связывают с этим человеком узы дружбы. И Господь, по их настойчивым просьбам, возвращает страдальца к полноценной жизни. Спаситель исцеляет больного, именно за веру его товарищей.

Важный духовный закон содержится в этом отрывке. Наш путь к Богу — это не путь одиночки. Христиане издревле живут общинами. Неслучайно апостол Павел называет Церковь Телом Христовым. Это организм, где каждая клеточка тесным образом связана с теми, кто её окружает. Если я падаю, товарищи подхватят меня. Вдохнут в меня новые силы и надежды. Если падает кто-то рядом со мной, подобную поддержку могу оказать и я. А потому каждому из нас необходимо иметь круг лиц, которым мы доверяем и можем поделиться самым сокровенным. Не просто для того, чтобы интересно провести досуг, посплетничать, излить свою горечь, обиды и претензии окружающим людям, пожаловаться на судьбу. А для того, чтобы обсудить вопросы, связанные с нашей духовной и душевной жизнью. Поэтому это должны быть те люди, которые стремятся на деле воплотить Евангельский идеал. Это могут быть как духовные лица, так и простые верующие. Два-три человека, чья жизнь во Христе привлекает нас, и мы хотим обладать тем же, чем обладают они. Два-три человека, с которыми у нас было бы не только духовное, но и душевное родство. Которым мы не побоимся открыть самые сокровенные уголки своей души. Большая проблема, если такого окружения нет. Я рискую застрять в своей духовной немощи. Раствориться в своих фантазиях о себе. Ведь со стороны мы себя не видим и не можем порой дать объективную оценку своим поступкам. Лишь те люди, с которыми у меня есть доверительные отношения, кто разделяет со мной мои убеждения и принципы относительно того, как двигаться по пути спасения, могут помочь мне увидеть себя со стороны и сделать это не с осуждением, но с любовью. Не будем сомневаться, если нами руководит желание угодить Богу, жить по Евангелию, исцелиться от своих духовных недугов, именно через этих людей придёт ответ и поддержка. Сам Бог будет говорить через них. Ведь как сказал Спаситель, «где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них».


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
16.07.2023воскресенье
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****