Евангелие от Матфея, Глава 9, стихи 1-8
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Представьте себе такую ситуацию: в автобусе вам очень больно наступают на ногу. Естественно, вы возмущаетесь. Но тут происходит нечто невообразимое: другой человек — не тот, который наступил — обращается к виновнику — и говорит: «Ну ладно, я тебя прощаю — что ты наступил на ногу!» Как бы вы реагировали на такое?
Очень похожая ситуация — в сегодняшнем чтении из 9й главы Евангелия от Матфея — отрывок из которой и читается сегодня в православных храмах во время богослужения.
Теперь, надеюсь, вам легче понять возмущение иудейских учителей: как мог Иисус произносить слова о прощении грехов — когда с их точки зрения это выглядело ровно так же, как и описанная ранее нами ситуация в автобусе! Ведь грехи может прощать только Невидимый, Всемогущий и Всеведущий Бог — и «точка входа» в это прощение — только через храмовые жертвы! Потому что любой грех — как и любое преступление — требует наказания — то есть смывается кровью. В этом смысле жертва символически отдаёт свою жизнь вместо преступника — но закон о наказании всё равно сохраняется, ибо он — непреложен!
Неудивительно, что та лёгкость, с которой Иисус заявил о прощении грехов расслабленного, буквально взъярила книжников — ревнителей дотошного исполнения закона.
Но что же получается — если вернуться к ситуации в автобусе? Как вообще можно говорить о том, что Бог прощает человеку грехи — которые, например, были направлены не против Бога, а против конкретного человека? Например, муж изменил своей жене. Как может Бог простить его — когда женщина его простить не может, да и не хочет? Неужели Бог может простить грех... вопреки отсутствию прощения со стороны обиженной?
Для ветхозаветного иудаизма такая ситуация была немыслимой: непрощение со стороны обиженного исключало возможность Божественного прощения. И вот мы подходим к самому главному.
Тот, кто внимательно читал Новый Завет, не мог не заметить одну яркую деталь: Христос не оставляет никакого шанса для Своих последователей... в плане непрощения. Если ты идёшь за Христом — никакая тяжесть совершенного против тебя или близких преступления не может быть сильнее твоей власти простить. Непрощение — это требование воздаяния, отмщения обидчику. Но Христос, Непорочный Агнец, который принёс Сам Себя в жертву на Кресте для спасения мира, за каждый наш грех, каждое преступление, каждый «промах» — с Креста как бы задаёт нам один и тот же вопрос: «Что ещё большего ты, человек, хочешь Мне сделать? Ещё раз распять? Ещё раз отхлестать плетьми? Чтобы твоя жажда мщения, наконец-то, была удовлетворена? Может, Моего распятия и позора достаточно будет для вашей кровожадности?...»
Мы, христиане, на груди носим крестик. И он — должен начинать печь, даже прожигать наше сердце всякий раз, когда оно начинает заходиться в жажде мести, непрощения, причинения зла любому обидчику. Потому что на Кресте Бог, ставший человеком, примирил нас не только с Собою — но и друг с другом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов