Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM
Гюстав Доре. Иисус беседует с фарисеями.

Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 42-46

Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Выбор комментатора
Читает и комментирует
cвященник Дмитрий Барицкий.
Евангелие от Луки, Глава 11
Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В Евангелии мы не найдём слов Христа, которые обличали бы тех, кого люди привыкли считать грешниками. Более того, Спаситель, как мы знаем, не стал осуждать обвинённую в прелюбодеянии женщину, в частности, Он не сказал, что она погибнет из-за своего греха. Но есть в Евангелии и совсем иные слова Христа: ими Господь возвещает печальную участь тех, кого современники Спасителя не считали грешниками, — то есть фарисеев и книжников. Это довольно странно: с одной стороны откровенные нарушители закона, но Христос не говорит о них ничего плохого, с другой — исполнители закона, на которых обрушиваются обличения Спасителя. Почему так? Почему Христа не интересовала точность исполнения предписаний Ветхого Завета? И что Он считал существенно важным в отношениях человека с Богом? Давайте послушаем звучащий сегодня в православных храмах во время литургии отрывок из 11-й главы Евангелия от Луки, и попытаемся найти ответы на эти вопросы.

Глава 11.

42 Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять.

43 Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях.

44 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы - как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того.

45 На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь.

46 Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них.

Апостол Павел много писал про соотношение закона Ветхого Завета и дарованной Христом свободы, и Павлу же принадлежат замечательные слова о законе: «Законом познаётся грех» (Рим. 3:20). Одна из важнейших целей закона Ветхого Завета состояла в том, чтобы люди не забывали о существовании греха, чтобы нравственные нормы не размывались и не отменялись, чтобы человек не деградировал и не превращался в подобие животного. У нас есть масса примеров обществ, которые по той или иной причине живут вне нравственного закона или же с крайне причудливо понимаемым законом, и такие общества дают нам замечательное толкование как апостольских слов, так и смысла установлений Ветхого Завета.

Однако есть одна серьёзная проблема, связанная с ветхозаветным законом: оказывается, что сосредоточенность на его исполнении способна привести человека к настолько печальному состоянию, к которому не могут прийти живущие без всякого закона люди. Такое происходит при совпадении двух факторов: тогда, когда закон из средства превращается в цель, и при условии забвения об ещё одной цели закона — вместе с познанием греха он должен приводить и к познанию собственной человеческой слабости.

К сожалению, человек после грехопадения не только научился идти против воли Божией всеми возможными для нас способами, человек научился и ставить на место Бога фактически что угодно, к примеру, он может назвать богом языческого истукана, и начать поклоняться ему, может решить, что его жизнь каким-то мистическим образом связана со звёздами, человек может обожествить ту или иную свою идею, а может он придать такой статус и Священному Писанию с его пространными толкованиями.

Как раз последнее и произошло с теми людьми, которых обличал Спаситель в только что прозвучавшем евангельском отрывке: их собственное понимание Писания заменило для них Бога, ну а заповеди из средства превратились в цель. Такое состояние значительно хуже, чем состояние разбойника, вора или блудника: грехи этих людей обличают заповеди, совесть и люди, а грехи превративших заповеди в бога фарисеев и книжников обличить может лишь Сам Бог, Который выше любых букв и предписаний, правда, чтобы услышать Его голос, необходимо постараться не усыпить совесть гордыней, вызванной тщательностью исполнения заповедей. Евангелие говорит, что сделать это удалось далеко не всем представителям религиозной знати Древнего Израиля.

Их пример — предостережение для всех поколений христиан, и дай Бог, чтобы это предостережение было нами услышано.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Современный человек хорошо знает, что есть болезни, которые довольно долго могут оставаться незаметными, отчего и представляют особенную опасность. Но есть ли такие болезни в духовной жизни? На этот вопрос Иисус Христос отвечает в отрывке из 11-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 11.

42 Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять.

43 Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях.

44 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы - как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того.

45 На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь.

46 Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них.

Человеку свойственно надеяться на хорошее. И это вполне нормально. Конечно, встречаются люди, паталогически боящиеся будущего и всё время придумывающие себе всякие ужасы, но обычно внутренне даже они надеются, что эти ужасы не произойдут. Может быть, они даже для того их и придумывают, чтобы, проговорив их, меньше бояться. Однако, бывают ситуации, в которых человек понимает, что происходит нечто серьёзное, подводится некоторая черта, которая, как диагноз, заставляет не мечтать и надеяться, но действовать и принимать решения.

Слово «горе», которое в сегодняшнем чтении Спаситель обращает к фарисеям, а затем и к законникам и книжникам, кому-нибудь может показаться угрозой. В реальности же оно является возгласом сожаления и скорби и связано с судом. Это выражение случившейся беды, осознания диагноза, который ставит человека перед лицом совершенно реальной и, возможно, смертельной опасности. Людям, читающим Евангелие, может показаться, что Христос терпеть не может книжников и фарисеев. Более того, так казалось и некоторым из них, почему мы и слышим из уст одного из законников возглас: «Учитель, ты и нас этим обижаешь». То есть слова Христа звучали для них по-настоящему обидно. Но в реальности они были выражением не злобы и превозношения, но сострадания и любви. Ведь фарисеи были очень старательными, они действительно хотели быть хорошими и прилагали для этого немалые усилия... только направляли их не в то русло. И если мытарям и блудницам их проблемы были очевидны и обличать их было бессмысленно, потому что они и сами всё прекрасно знали, то фарисеев и книжников приходилось обличать, потому что болезнь их была для них совершенно не очевидна, и они упорно шли не в ту сторону.

Но в чём же была их проблема? В том, что они увлекались подробным исполнением религиозных, культовых правил, не исполняя при этом нравственных: справедливого суда и возвещения людям Божией любви. Сегодня в храмах так много говорят о любви, что многим это слово надоедает и воспринимается как что-то излишнее и само собой разумеющееся. Любовь к ближнему — основа христианской жизни, ну что может быть очевиднее! Думаю и для законников всё это было очевидно. Только одно дело знать заповедь, читать её, обдумывать, рассуждать о ней и совсем другое — исполнять. Как от слова «сахар» во рту не становится слаще, так от того, что для нас очевидна необходимость справедливого и милостивого отношения к людям, мы не становимся справедливее и милостивее. И сегодня исповеди многих верующих связаны в основном с вниманием к религиозным, культовым правилам, в то время как межчеловеческие отношения воспринимаются как дела обычные, житейские, которыми не стоит утруждать священника. Это же неизбывное и всеобщее, зачем об этом говорить. А ведь на самом деле говорить об этом-то в первую очередь и нужно. Потому что все религиозные предписания и жертвы только для того и были даны, чтобы размягчить человеческое сердце, сделать его менее себялюбивым и открыть его Богу и ближнему.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует cвященник Дмитрий Барицкий.

Фарисеи были одной из самых влиятельных партий религиозной традиции иудеев. Они прекрасно знали священный текст, были специалистами в законе Моисеевом, а также ревностными хранителями традиции благочестия. Можно сказать, что они знали о Боге всё, что на тот момент истории только можно было знать о Нём человеку. Тем не менее, именно фарисеи становятся главными противниками Христа. Все свои интеллектуальные способности они бросают на борьбу с Тем Самым Богом, о Котором говорили людям.

Почему же так получилось? Одно дело обладать информацией, другое — верно её использовать. Не секрет, что нередко у теоретиков возникают серьёзные проблемы с практикой. Так известна забавная история о Фалесе Милетском, философе, математике и астрономе, которого считали одним из «семи мудрецов» Древней Греции. В обыденной жизни он был страшно рассеянный. Однажды Фалес шел по улице, изучая при этом ночное небо. Он так загляделся на звёзды, что упал в яму. В ответ на его стоны и стенания служанка сказала: «Эх ты, Фалес! Не в силах увидеть того, что под ногами, думаешь познать то, что на небе?». Или рассказывают об Исааке Ньютоне, говорят, он был так неприспособлен к обыденной жизни, что мог заблудиться в собственном доме. Видимо, нечто подобное произошло и с фарисеями. Слишком увлечённые изучением традиции, которая досталась им от предков, они заблудились в трёх соснах и упали в яму. Ведь одно дело знать о Боге, владеть о Нём определённой информацией, другое — знать Бога лично, поддерживать с Ним молитвенное общение на ежедневной основе и адекватно ориентироваться в пространстве духовной реальности.

Для нас, кто подчас слишком сосредоточен на внешней стороне религиозной веры, хорошо бы это помнить. Наши представления о Творце, та традиция, которая нам досталась по наследству, Писание, тексты отцов Церкви, богослужение, священные образы, разнообразные формы благочестия — всего лишь необходимая среда, которая создаёт благоприятные условия, чтобы мы встретились с Богом лицом к лицу. Это нечто вроде системы указателей, следы того пути, которым пришли к Творцу предыдущие поколения святых. Но каждому из нас предстоит проделать свой путь самостоятельно. Если этого движения нет, то и встречи не будет. А в этом случае какие бы высокие богословские идеи мы не озвучивали, насколько бы тщательно не исполняли разнообразные предписания церковного устава, нас неизбежно ждет судьба фарисеев. Живой и полноценной традицию религиозной веры делает лишь исполнение главной Евангельской заповеди: заповеди о жертвенной любви к тем, кто нас окружает, и заповеди о непрестанной искренней молитве к Творцу. Именно благодаря этим важным инструментам возникает хрупкий баланс между знанием о Боге и знанием Бога.

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
16.11.2022среда
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****