Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 42-46
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Евангелии мы не найдём слов Христа, которые обличали бы тех, кого люди привыкли считать грешниками. Более того, Спаситель, как мы знаем, не стал осуждать обвинённую в прелюбодеянии женщину, в частности, Он не сказал, что она погибнет из-за своего греха. Но есть в Евангелии и совсем иные слова Христа: ими Господь возвещает печальную участь тех, кого современники Спасителя не считали грешниками, — то есть фарисеев и книжников. Это довольно странно: с одной стороны откровенные нарушители закона, но Христос не говорит о них ничего плохого, с другой — исполнители закона, на которых обрушиваются обличения Спасителя. Почему так? Почему Христа не интересовала точность исполнения предписаний Ветхого Завета? И что Он считал существенно важным в отношениях человека с Богом? Давайте послушаем звучащий сегодня в православных храмах во время литургии отрывок из 11-й главы Евангелия от Луки, и попытаемся найти ответы на эти вопросы.
Апостол Павел много писал про соотношение закона Ветхого Завета и дарованной Христом свободы, и Павлу же принадлежат замечательные слова о законе: «Законом познаётся грех» (Рим. 3:20). Одна из важнейших целей закона Ветхого Завета состояла в том, чтобы люди не забывали о существовании греха, чтобы нравственные нормы не размывались и не отменялись, чтобы человек не деградировал и не превращался в подобие животного. У нас есть масса примеров обществ, которые по той или иной причине живут вне нравственного закона или же с крайне причудливо понимаемым законом, и такие общества дают нам замечательное толкование как апостольских слов, так и смысла установлений Ветхого Завета.
Однако есть одна серьёзная проблема, связанная с ветхозаветным законом: оказывается, что сосредоточенность на его исполнении способна привести человека к настолько печальному состоянию, к которому не могут прийти живущие без всякого закона люди. Такое происходит при совпадении двух факторов: тогда, когда закон из средства превращается в цель, и при условии забвения об ещё одной цели закона — вместе с познанием греха он должен приводить и к познанию собственной человеческой слабости.
К сожалению, человек после грехопадения не только научился идти против воли Божией всеми возможными для нас способами, человек научился и ставить на место Бога фактически что угодно, к примеру, он может назвать богом языческого истукана, и начать поклоняться ему, может решить, что его жизнь каким-то мистическим образом связана со звёздами, человек может обожествить ту или иную свою идею, а может он придать такой статус и Священному Писанию с его пространными толкованиями.
Как раз последнее и произошло с теми людьми, которых обличал Спаситель в только что прозвучавшем евангельском отрывке: их собственное понимание Писания заменило для них Бога, ну а заповеди из средства превратились в цель. Такое состояние значительно хуже, чем состояние разбойника, вора или блудника: грехи этих людей обличают заповеди, совесть и люди, а грехи превративших заповеди в бога фарисеев и книжников обличить может лишь Сам Бог, Который выше любых букв и предписаний, правда, чтобы услышать Его голос, необходимо постараться не усыпить совесть гордыней, вызванной тщательностью исполнения заповедей. Евангелие говорит, что сделать это удалось далеко не всем представителям религиозной знати Древнего Израиля.
Их пример — предостережение для всех поколений христиан, и дай Бог, чтобы это предостережение было нами услышано.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов