Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 42-46. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 42-46

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В Евангелии мы не найдём слов Христа, которые обличали бы тех, кого люди привыкли считать грешниками. Более того, Спаситель, как мы знаем, не стал осуждать обвинённую в прелюбодеянии женщину, в частности, Он не сказал, что она погибнет из-за своего греха. Но есть в Евангелии и совсем иные слова Христа: ими Господь возвещает печальную участь тех, кого современники Спасителя не считали грешниками, — то есть фарисеев и книжников. Это довольно странно: с одной стороны откровенные нарушители закона, но Христос не говорит о них ничего плохого, с другой — исполнители закона, на которых обрушиваются обличения Спасителя. Почему так? Почему Христа не интересовала точность исполнения предписаний Ветхого Завета? И что Он считал существенно важным в отношениях человека с Богом? Давайте послушаем звучащий сегодня в православных храмах во время литургии отрывок из 11-й главы Евангелия от Луки, и попытаемся найти ответы на эти вопросы.

Глава 11.

42 Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять.

43 Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях.

44 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы - как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того.

45 На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь.

46 Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них.

Апостол Павел много писал про соотношение закона Ветхого Завета и дарованной Христом свободы, и Павлу же принадлежат замечательные слова о законе: «Законом познаётся грех» (Рим. 3:20). Одна из важнейших целей закона Ветхого Завета состояла в том, чтобы люди не забывали о существовании греха, чтобы нравственные нормы не размывались и не отменялись, чтобы человек не деградировал и не превращался в подобие животного. У нас есть масса примеров обществ, которые по той или иной причине живут вне нравственного закона или же с крайне причудливо понимаемым законом, и такие общества дают нам замечательное толкование как апостольских слов, так и смысла установлений Ветхого Завета.

Однако есть одна серьёзная проблема, связанная с ветхозаветным законом: оказывается, что сосредоточенность на его исполнении способна привести человека к настолько печальному состоянию, к которому не могут прийти живущие без всякого закона люди. Такое происходит при совпадении двух факторов: тогда, когда закон из средства превращается в цель, и при условии забвения об ещё одной цели закона — вместе с познанием греха он должен приводить и к познанию собственной человеческой слабости.

К сожалению, человек после грехопадения не только научился идти против воли Божией всеми возможными для нас способами, человек научился и ставить на место Бога фактически что угодно, к примеру, он может назвать богом языческого истукана, и начать поклоняться ему, может решить, что его жизнь каким-то мистическим образом связана со звёздами, человек может обожествить ту или иную свою идею, а может он придать такой статус и Священному Писанию с его пространными толкованиями.

Как раз последнее и произошло с теми людьми, которых обличал Спаситель в только что прозвучавшем евангельском отрывке: их собственное понимание Писания заменило для них Бога, ну а заповеди из средства превратились в цель. Такое состояние значительно хуже, чем состояние разбойника, вора или блудника: грехи этих людей обличают заповеди, совесть и люди, а грехи превративших заповеди в бога фарисеев и книжников обличить может лишь Сам Бог, Который выше любых букв и предписаний, правда, чтобы услышать Его голос, необходимо постараться не усыпить совесть гордыней, вызванной тщательностью исполнения заповедей. Евангелие говорит, что сделать это удалось далеко не всем представителям религиозной знати Древнего Израиля.

Их пример — предостережение для всех поколений христиан, и дай Бог, чтобы это предостережение было нами услышано.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!