Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 42-46
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Современный человек хорошо знает, что есть болезни, которые довольно долго могут оставаться незаметными, отчего и представляют особенную опасность. Но есть ли такие болезни в духовной жизни? На этот вопрос Иисус Христос отвечает в отрывке из 11-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Человеку свойственно надеяться на хорошее. И это вполне нормально. Конечно, встречаются люди, паталогически боящиеся будущего и всё время придумывающие себе всякие ужасы, но обычно внутренне даже они надеются, что эти ужасы не произойдут. Может быть, они даже для того их и придумывают, чтобы, проговорив их, меньше бояться. Однако, бывают ситуации, в которых человек понимает, что происходит нечто серьёзное, подводится некоторая черта, которая, как диагноз, заставляет не мечтать и надеяться, но действовать и принимать решения.
Слово «горе», которое в сегодняшнем чтении Спаситель обращает к фарисеям, а затем и к законникам и книжникам, кому-нибудь может показаться угрозой. В реальности же оно является возгласом сожаления и скорби и связано с судом. Это выражение случившейся беды, осознания диагноза, который ставит человека перед лицом совершенно реальной и, возможно, смертельной опасности. Людям, читающим Евангелие, может показаться, что Христос терпеть не может книжников и фарисеев. Более того, так казалось и некоторым из них, почему мы и слышим из уст одного из законников возглас: «Учитель, ты и нас этим обижаешь». То есть слова Христа звучали для них по-настоящему обидно. Но в реальности они были выражением не злобы и превозношения, но сострадания и любви. Ведь фарисеи были очень старательными, они действительно хотели быть хорошими и прилагали для этого немалые усилия... только направляли их не в то русло. И если мытарям и блудницам их проблемы были очевидны и обличать их было бессмысленно, потому что они и сами всё прекрасно знали, то фарисеев и книжников приходилось обличать, потому что болезнь их была для них совершенно не очевидна, и они упорно шли не в ту сторону.
Но в чём же была их проблема? В том, что они увлекались подробным исполнением религиозных, культовых правил, не исполняя при этом нравственных: справедливого суда и возвещения людям Божией любви. Сегодня в храмах так много говорят о любви, что многим это слово надоедает и воспринимается как что-то излишнее и само собой разумеющееся. Любовь к ближнему — основа христианской жизни, ну что может быть очевиднее! Думаю и для законников всё это было очевидно. Только одно дело знать заповедь, читать её, обдумывать, рассуждать о ней и совсем другое — исполнять. Как от слова «сахар» во рту не становится слаще, так от того, что для нас очевидна необходимость справедливого и милостивого отношения к людям, мы не становимся справедливее и милостивее. И сегодня исповеди многих верующих связаны в основном с вниманием к религиозным, культовым правилам, в то время как межчеловеческие отношения воспринимаются как дела обычные, житейские, которыми не стоит утруждать священника. Это же неизбывное и всеобщее, зачем об этом говорить. А ведь на самом деле говорить об этом-то в первую очередь и нужно. Потому что все религиозные предписания и жертвы только для того и были даны, чтобы размягчить человеческое сердце, сделать его менее себялюбивым и открыть его Богу и ближнему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов