В только что прозвучавшем отрывке рассказывается о том, как Христос пришел в дом к своим друзьям, Марфе и Марии. Марфа, как то и положено гостеприимной хозяйке, начала суетиться, собирать на стол. Мария все свое внимание сосредоточила на дорогом Госте. И вот, видя, что сестра ей не помогает и занята общением со Христом, Марфа возмутилась и с упреком обратилась к Учителю. На что и получила ответ, в котором Господь мягко ставит ее на место.
Эта ситуация дает нам повод к размышлению. Не следует думать, будто Господь отдает предпочтение бездействию Марии и осуждает образ поведения Марфы. Очевидно, что ее труды не были напрасны или неугодны Богу. Ведь она старалась именно ради Него. Да и христианские отцы всегда рассуждали о двух видах добродетели: деятельном и созерцательном. Так, широко известна история из патерика об одном святом старце-монахе. Долгое время он молился Богу, чтобы Тот открыл ему путь, которым необходимо двигаться, чтобы находиться в духовной бодрости. В ответ Господь послал ему видение ангела, который плел корзины, а в перерывах между работой вставал на молитву. То есть, труд и молитва — две стороны пути христианского совершенства.
А потому все было бы хорошо, если бы, посвящая свои труды Богу, Марфа не делала это с обидой в сердце. Ее гложет ревность и чувство несправедливости. Как так, я вся в делах, я все делаю, никто мне не помогает, все внимание Марии, я такая несчастная? В результате появляется обида не только на сестру, но и на Христа, Которого Марфа даже упрекает. Именно за это состояние ее обличает Господь. Она до того сосредоточилась на своих обязанностях хозяйки, что забыла ради любви к Кому она это делает. Начала исполнять свою работу ради работы. В итоге потеряла душевный мир и покой. И автоматически все окружающие стали у нее виноваты.
Поэтому слова Спасителя о благой части, которая одна лишь нужна человеку, — это не слова о том, что нужно все бросить и всю жизнь посвятить одной молитве. Это призыв к тому, что каким бы делом вы не занимались — работаете ли, молитесь ли — всегда держите в уме Бога. В любой момент нашей жизни, между нами и Творцом должен происходить незримый диалог. Используя образ евангельской истории, мы должны научиться, даже выполняя свои повседневные обязанности, находиться в состоянии Марии, которая сидит перед Христом и внимает Его слову. Именно так, наша жизнь превращается в служение Творцу. Так всякое наше дело даже самое прозаичное и будничное совершается ради Него. А мы, благодаря этому, получаем силы не только благополучно завершить начатое, но самое главное — хранить мир с Ним, с окружающими людьми и с самими собой.
Читать далее
cвященник Дмитрий Барицкий.