Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 14, стихи 22-34

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Евангелие от Матфея, Глава 14
Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии священник Стефан Домусчи. Люди приходят в Церковь и начинают называть себя верующими. Но достаточно ли просто верить или эта вера должна быть какой-то особенной? На этот вопрос можно ответить, обратившись к отрывку из 14 главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в православных храмах за богослужением. Давайте его послушаем.

Глава 14.

22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

23 И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.

24 А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.

25 В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.

26 И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.

27 Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.

28 Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде.

29 Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу,

30 но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.

31 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?

32 И, когда вошли они в лодку, ветер утих.

33 Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.

34 И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.

Сегодняшнее чтение начинается с того, что после чуда умножения хлебов, Спаситель буквально заставляет учеников отправиться на другой берег Геннисаретского озера. Только что от них требовался неимоверный подвиг веры, ведь им надо было, отламывая по кусочку, раздать пять хлебов более чем пяти тысячам человек. Раздать не потому, что они считали это возможным, но потому что им поручил это Христос. В этом для них был урок доверия. Им было необходимо понять, что вокруг не просто происходят чудеса, их совершает Спаситель. Именно в Его Лице и через Него Бог присутствует в их жизни.

И вот вслед за одним испытанием возникает другое. Христос поручает апостолам переплыть на противоположную сторону озера. Почему Он торопится, ведь уже вечер и они устали? Самим ученикам это не очевидно, и Сам Господь ничего им не объясняет. Так, школьникам может быть непонятно, почему учитель устраивает контрольную в то или иное время, но у него есть методический план, в котором учитываются неизвестные классу важные вещи.

Итак, отпустив народ, Спаситель в одиночестве молится на горе, а под утро идет по воде к ученикам. Что проще, раздать пять хлебов пяти тысячам человек или встать на поверхность озера как на твердую землю? Апостолы прекрасно знали, и что такое хлеб и, тем более, что такое вода, ведь они были рыбаками. И в одном, и в другом случае речь идет об обращении с материалами, свойства которых им прекрасно известны и тем поразительнее то, что апостолы делают. Причем, если, раздавая хлеб, они рисковали только своей репутацией — стоило ли начинать раздавать хлеб, если бы вдруг на всех не хватило? То ступая на воду Геннисаретского озера, как на твердую почву, Петр рискует собственной жизнью. Мы бываем готовы довериться Христу в обществе. Поспорить с неверующими, попытаться отстоять свои взгляды и где-то даже немного пострадать за них... Но что бывает в смертельной опасности?

 Господи, если это Ты, — говорит Петр, — повели мне подойти к Тебе по воде.

— Иди. — отвечает Христос.

Но кругом буря. Может быть, перед ним действительно его Учитель. В обычной ситуации Пётр верит ему. Но поверит ли здесь? Петр сомневается. Он верит, что перед ним Спаситель, но еще не способен довериться Ему полностью, отдать себя в Его руки, как ребенок отдает себя в руки матери, а ведь именно этому в итоге мы и должны научиться. Не просто верить, что Бог есть, но вверять себя Ему во всем.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Целевая аудитория Евангелия от Матфея — евреи. Помимо большого количества цитат из Ветхого Завета, в Евангелии от Матфея немало и ветхозаветной символики, и первое, и второе призвано показать и доказать, что Иисус из Назарета — это долгожданный Мессия, на Нем сбываются древние пророчества, и Он же — новый Моисей, Который пришёл вывести Свой народ из рабства греху и смерти.

История хождения Господа Иисуса Христа по водам и предшествующее ей насыщение пяти с лишним тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами — как раз сближает Евангелие от Матфея с рассказами, которые известны нам из библейской книги Исход: там Моисей сначала провёл израильский народ по дну моря, а потом испросил у Бога манну и воду в пустыне. Впрочем, не только апостол Матфей видел во Христе нового Моисея, апостол Иоанн Богослов в своём Евангелии тоже подчёркивает эту часть мессианского служения Спасителя, в его рассказе о чуде хождения по водам лодка с учениками пристаёт к берегу сразу же после того, как апостолы увидели Христа (см. Ин. 19–21), то есть апостол Иоанн делает акцент на конечном результате, который совпадает с конечным результатом странствования евреев по дну моря под предводительством Моисея.

Этот символизм в полной мере приняла и усвоила Церковь, к примеру, за каждым богослужением утрени читается так называемый канон, который предваряется воспоминанием перехода израильтян через море, но, конечно, на одном лишь воспоминании древнего библейского события мысль Церкви не останавливается, она простирается дальше — ко Христу и тому, что Он сделал для человечества. Мы веруем и исповедуем, что Христос спас нас от рабства греху и смерти, но для абсолютного большинства это просто выражение веры, которое не имеет никакого практического выражения, потому что совершенно непонятно, какой можно сделать практический вывод и каким образом надлежит поступать. Здесь нам на помощь приходит вторая часть сегодняшнего евангельского отрывка: о том, как апостол Пётр, повинуясь слову Христа, пошёл по воде на встречу своему Учителю. Пётр, поверив Спасителю, смог выйти за рамки естественного, он мог бы идти дальше, но в какой-то момент испугался, и, испугавшись, вернулся в обычное для каждого человека состояние. Эту историю можно перенести на историю спасения каждого конкретного человека. Она начинается тогда, когда человек услышит голос Христа, откликнется на него и пойдёт туда, куда зовёт Спаситель без всякого страха, сомнений и мыслей о самом себе. Да, это сложно. Это очень сложно. Почти невозможно. Но история Церкви показала, что вера способна преодолеть эту невозможность.

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Есть такая поговорка: не было бы счастья, да несчастье помогло! Критическая ситуация с плаванием по Геннисаретскому озеру, в которой ночью оказались ученики Христовы, имела неожиданное разрешение. И дело не в том, что внезапно напасть исчезла полностью — словно бы и не было ничего — а в том, что Петр смог осмелиться на совершенно безрассудный поступок — отправиться в бушующем море по водам навстречу Иисусу! Едва ли можно представить, чтобы находящийся в обычной, рядовой ситуации человек вдруг решился на такое — но когда ты и так находишься на краю гибели, когда ещё немного — и корабль развалится на части, и надежды уже никакой нет — да и сознание воспринимает всё происходящее словно страшный сон — почему бы и не попробовать? Или вы никогда во сне не летали — ведь это там кажется настолько просто и естественно — взмахнул руками — и вот, ты уже свободно несешься навстречу ветру...

Мы чаще всего боимся критических ситуаций — и это нормально. Но в жизни бывает так, что не всегда ровный и спокойный её ход оказывается нам полезен. Главная ошибка, которую мы нередко делаем, оказавшись в остром кризисе, — бросить все силы, чтобы всё повернуть вспять, туда, в прежнее комфортное и привычное состояние, из которого нас вырвали обстоятельства. И сегодняшний пример прыжка веры апостола Петра — во всех смыслах — показывает, как правильно относиться к экстремальным ситуациям: найти мужество и силу веры прорваться сквозь естественный испуг туда, куда вне кризиса и помыслить-то не мог! Апостол Петр смог — значит, и мы тоже можем начать упражнять этот навык преодоления кризиса — пусть сначала понемногу, а дальше — больше!

Но есть ещё одна деталь, которую нельзя упускать из вида. Когда апостол начал тонуть? Когда его внимание соскользнуло в окружающий его неуправляемый хаос. Никаких человеческих, и даже сверхчеловеческих сил не хватит, чтобы с ним справиться — только вера, только преданность Тому, Кто ведёт, только безусловная верность Богу, Которому не только стихии повинуются, но и вообще всё мироздание — могут стать той самой тонкой нитью, по которой только и можно пройти над пропастью любого кризиса!

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
14.08.2022воскресенье
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****