Евангелие от Матфея, Глава 14, стихи 22-34
22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.
23 И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.
24 А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.
25 В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.
26 И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.
27 Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.
28 Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде.
29 Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу,
30 но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.
31 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?
32 И, когда вошли они в лодку, ветер утих.
33 Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.
34 И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.
Целевая аудитория Евангелия от Матфея — евреи. Помимо большого количества цитат из Ветхого Завета, в Евангелии от Матфея немало и ветхозаветной символики, и первое, и второе призвано показать и доказать, что Иисус из Назарета — это долгожданный Мессия, на Нем сбываются древние пророчества, и Он же — новый Моисей, Который пришёл вывести Свой народ из рабства греху и смерти.
История хождения Господа Иисуса Христа по водам и предшествующее ей насыщение пяти с лишним тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами — как раз сближает Евангелие от Матфея с рассказами, которые известны нам из библейской книги Исход: там Моисей сначала провёл израильский народ по дну моря, а потом испросил у Бога манну и воду в пустыне. Впрочем, не только апостол Матфей видел во Христе нового Моисея, апостол Иоанн Богослов в своём Евангелии тоже подчёркивает эту часть мессианского служения Спасителя, в его рассказе о чуде хождения по водам лодка с учениками пристаёт к берегу сразу же после того, как апостолы увидели Христа (см. Ин. 19–21), то есть апостол Иоанн делает акцент на конечном результате, который совпадает с конечным результатом странствования евреев по дну моря под предводительством Моисея.
Этот символизм в полной мере приняла и усвоила Церковь, к примеру, за каждым богослужением утрени читается так называемый канон, который предваряется воспоминанием перехода израильтян через море, но, конечно, на одном лишь воспоминании древнего библейского события мысль Церкви не останавливается, она простирается дальше — ко Христу и тому, что Он сделал для человечества. Мы веруем и исповедуем, что Христос спас нас от рабства греху и смерти, но для абсолютного большинства это просто выражение веры, которое не имеет никакого практического выражения, потому что совершенно непонятно, какой можно сделать практический вывод и каким образом надлежит поступать. Здесь нам на помощь приходит вторая часть сегодняшнего евангельского отрывка: о том, как апостол Пётр, повинуясь слову Христа, пошёл по воде на встречу своему Учителю. Пётр, поверив Спасителю, смог выйти за рамки естественного, он мог бы идти дальше, но в какой-то момент испугался, и, испугавшись, вернулся в обычное для каждого человека состояние. Эту историю можно перенести на историю спасения каждого конкретного человека. Она начинается тогда, когда человек услышит голос Христа, откликнется на него и пойдёт туда, куда зовёт Спаситель без всякого страха, сомнений и мыслей о самом себе. Да, это сложно. Это очень сложно. Почти невозможно. Но история Церкви показала, что вера способна преодолеть эту невозможность.