Евангелие от Матфея, Глава 14, стихи 22-34. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 14, стихи 22-34

22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

23 И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.

24 А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.

25 В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.

26 И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.

27 Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.

28 Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде.

29 Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу,

30 но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.

31 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?

32 И, когда вошли они в лодку, ветер утих.

33 Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.

34 И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Целевая аудитория Евангелия от Матфея — евреи. Помимо большого количества цитат из Ветхого Завета, в Евангелии от Матфея немало и ветхозаветной символики, и первое, и второе призвано показать и доказать, что Иисус из Назарета — это долгожданный Мессия, на Нем сбываются древние пророчества, и Он же — новый Моисей, Который пришёл вывести Свой народ из рабства греху и смерти.

История хождения Господа Иисуса Христа по водам и предшествующее ей насыщение пяти с лишним тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами — как раз сближает Евангелие от Матфея с рассказами, которые известны нам из библейской книги Исход: там Моисей сначала провёл израильский народ по дну моря, а потом испросил у Бога манну и воду в пустыне. Впрочем, не только апостол Матфей видел во Христе нового Моисея, апостол Иоанн Богослов в своём Евангелии тоже подчёркивает эту часть мессианского служения Спасителя, в его рассказе о чуде хождения по водам лодка с учениками пристаёт к берегу сразу же после того, как апостолы увидели Христа (см. Ин. 19–21), то есть апостол Иоанн делает акцент на конечном результате, который совпадает с конечным результатом странствования евреев по дну моря под предводительством Моисея.

Этот символизм в полной мере приняла и усвоила Церковь, к примеру, за каждым богослужением утрени читается так называемый канон, который предваряется воспоминанием перехода израильтян через море, но, конечно, на одном лишь воспоминании древнего библейского события мысль Церкви не останавливается, она простирается дальше — ко Христу и тому, что Он сделал для человечества. Мы веруем и исповедуем, что Христос спас нас от рабства греху и смерти, но для абсолютного большинства это просто выражение веры, которое не имеет никакого практического выражения, потому что совершенно непонятно, какой можно сделать практический вывод и каким образом надлежит поступать. Здесь нам на помощь приходит вторая часть сегодняшнего евангельского отрывка: о том, как апостол Пётр, повинуясь слову Христа, пошёл по воде на встречу своему Учителю. Пётр, поверив Спасителю, смог выйти за рамки естественного, он мог бы идти дальше, но в какой-то момент испугался, и, испугавшись, вернулся в обычное для каждого человека состояние. Эту историю можно перенести на историю спасения каждого конкретного человека. Она начинается тогда, когда человек услышит голос Христа, откликнется на него и пойдёт туда, куда зовёт Спаситель без всякого страха, сомнений и мыслей о самом себе. Да, это сложно. Это очень сложно. Почти невозможно. Но история Церкви показала, что вера способна преодолеть эту невозможность.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!