Существуют вещи, понять которые в полной мере можно только на собственном опыте. Разговоров и убеждений оказывается совершенно недостаточно. Можно сколь угодно долго, например, описывать человеку красоту Сикстинской капеллы. Но чтобы убедиться в гениальности её создателя Микеланджело, нужно обязательно увидеть его произведение вживую.
О необходимости опытного переживания важных вещей говорит нам и сегодняшнее евангельское чтение. Мы становимся свидетелями пронзительного по своей внутренней силе эпизода. Находящийся в тюрьме пророк Иоанн Креститель посылает ко Христу двух учеников. Предлогом для посольства становится мнимое сомнение Предтечи в том, действительно ли Иисус из Назарета — это обещанный Богом Мессия?
У самого Иоанна, на самом деле, никаких вопросов в этом отношении не было. Но он понимал — можно сколь угодно долго рассказывать ученикам о том, что Иисус есть Христос, а можно сделать так, чтобы они сами убедились в этом. Чтобы ученики приобрели необходимый опыт Боговидения и сделали его (этот опыт) своим, личным.
Хотелось бы обратить ваше внимание на одну важную деталь. О чём будет в первую очередь думать человек, находящийся в тюрьме и ожидающий смертной казни. Правильно — о том, как бы из темницы поскорее выбраться. Что делает пророк Иоанн? Он поступает принципиально иначе. Ведь главным для него являлось не сохранение собственной жизни, а исполнение возложенной на него Богом миссии — подготовить народ к принятию Спасителя. И послание учеников ко Христу с вопросами необходимо рассматривать именно в данном ключе.
Пришедшие к Господу Иисусу последователи Иоанна слышат высокие слова одобрения в адрес своего учителя. Завершается речь Спасителя откровением о Крестителе. Он и есть пришедший повторно пророк Илия, согласно иудейскому преданию, обязанный вновь явиться людям в преддверии прихода Мессии. Иоанн стал не реинкарнацией великого пророка Ветхого Завета, но продолжил его миссию служения правде Божией.
О важности следования истине Господней и говорит нам сегодняшнее Евангелие. На примере Иоанна Предтечи, никогда не кривившего душой, Сын Божий учит нас тому, насколько важным является следовать в этой жизни совести. Не врать. Ни окружающим, ни себе самим. Не называть чёрное белым, а белое чёрным.
Но откуда взять силы для такого следования за Христом? И вновь мы обращаемся к теме опытного переживания человеком тех или иных вещей. Только тот человек способен приобрести правильное духовное видение мира, а также храбрость не терять себя при столкновении со злом и ложью, кто в этой жизни действительно встретил Бога. Не просто соблюдал какие-то традиции или обряды, а по-настоящему полюбил Господа, сделал Его заповеди основанием бытия.
Иногда для приобретения подобного опыта нужно пройти путём сомнений — как поступили ученики пророка Иоанна. Но сегодняшнее евангельское чтение учит нас, что сомнение далеко не всегда является чем-то плохим. Подчас нам нужно пройти сквозь сомнение, чтобы ещё больше укрепиться в вере, понять то, чего раньше мы не замечали или, наоборот, не заметить и оставить в стороне от себя то, что может нам навредить. Пусть же здоровое сомнение станет тем орудием, которое позволит нам беспрепятственно идти в сторону Царства Небесного, обрести духовные силы жить в согласии с волей Божий, которая заключается в том, чтобы творить правду и сторониться лжи.
Читать далее
священник Антоний Борисов.