Из Евангелия мы знаем, что Христос редко вступал в обстоятельные длительные беседы с представителя религиозной элиты, то есть с теми, кто мог оказать ощутимое влияние на общество. Не стал Он беседовать и с представителем светской власти — с римским наместником Иудеи прокуратором Понтием Пилатом. Пилата очень удивило молчание Христа, он через открытую угрозу попытался «разговорить» Спасителя: «Мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?» (Ин. 19:10). Но даже после этого Пилат не был удостоен ответа на свои вопросы, он услышал только констатацию того очевидного факта, что всякая власть даётся свыше (см. Ин. 19:11).
Бывали и исключения: Христос говорил с благочестивым фарисеем Никодимом. Но основной аудиторией Спасителя были совсем другие люди, те, кого религиозные вожди предпочитали не замечать, кого не считали хоть сколько-то значимыми и значительными. Самое же удивительное состоит в том, что поражающая своей глубиной беседа о воде жизни и об истинном поклонении Богу состоялась даже не с представителем избранного народа, а с человеком из враждебного племени, которое израильтяне считали языческим, а потому старались никак с ним не соприкасаться. Более того: эта беседа состоялась с женщиной! Если сложить все обстоятельства, то мы поймём: сам факт этой беседы показывает, что с человеческой точки зрения Христос действовал как бунтарь, причём такой, какого сложно представить даже в наше тяготеющее к различным провокациям время. Все современные медийные возмутители спокойствия — невинные младенцы в сравнении со Спасителем, решившим говорить с самарянкой. Но Он это сделал, и сделал не ради привлечения внимания к Себе Самому, Он сделал это не под камерами и не под запись, Он поговорил с ней наедине там, где их никто не мог видеть и слышать.
Беседа с самарянкой указывает как минимум на две крайне важных для духовной жизни истины. Во-первых, Богу абсолютно чужды все условности человеческого общества, Он говорит не с теми, кто имеет власть и уважение, деньги и влияние, а с теми, кто готов слышать. А во-вторых, самое сокровенное и значимое Бог говорит не на площадях, Он обращается к конкретному человеку с глазу на глаз в тишине повседневности. Если мы хотим Его услышать, то стоит помнить об этих двух условиях: о готовности воспринимать Им сказанное и о тишине, ведь Бог никогда не пытается кого-либо или что-либо перекричать. И первое, и второе очень хорошо поняли монахи-аскеты, которые уходили в пустыни ради богообщения, их опыт — бесценен, и несмотря на то, что мало у кого из нас есть возможность в прямом смысле уйти в пустыню, эти люди показали нам путь в пустыню страстей, туда, где умолкает всё внешнее и сердце становится восприимчивым к звучащему в нём слову Божию.
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист.