Евангелие от Иоанна, Глава 4, стихи 5-42. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 4, стихи 5-42

05 Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.

06 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.

07 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.

08 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.

09 Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.

11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?

12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?

13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,

14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.

17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,

18 ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.

19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.

20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.

22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.

23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.

27 В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?

28 Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:

29 пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?

30 Они вышли из города и пошли к Нему.

31 Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь.

32 Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.

33 Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?

34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.

35 Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.

36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,

37 ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.

38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

39 И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.

40 И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.

41 И еще большее число уверовали по Его слову.

42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Из Евангелия мы знаем, что Христос редко вступал в обстоятельные длительные беседы с представителя религиозной элиты, то есть с теми, кто мог оказать ощутимое влияние на общество. Не стал Он беседовать и с представителем светской власти — с римским наместником Иудеи прокуратором Понтием Пилатом. Пилата очень удивило молчание Христа, он через открытую угрозу попытался «разговорить» Спасителя: «Мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?» (Ин. 19:10). Но даже после этого Пилат не был удостоен ответа на свои вопросы, он услышал только констатацию того очевидного факта, что всякая власть даётся свыше (см. Ин. 19:11).

Бывали и исключения: Христос говорил с благочестивым фарисеем Никодимом. Но основной аудиторией Спасителя были совсем другие люди, те, кого религиозные вожди предпочитали не замечать, кого не считали хоть сколько-то значимыми и значительными. Самое же удивительное состоит в том, что поражающая своей глубиной беседа о воде жизни и об истинном поклонении Богу состоялась даже не с представителем избранного народа, а с человеком из враждебного племени, которое израильтяне считали языческим, а потому старались никак с ним не соприкасаться. Более того: эта беседа состоялась с женщиной! Если сложить все обстоятельства, то мы поймём: сам факт этой беседы показывает, что с человеческой точки зрения Христос действовал как бунтарь, причём такой, какого сложно представить даже в наше тяготеющее к различным провокациям время. Все современные медийные возмутители спокойствия — невинные младенцы в сравнении со Спасителем, решившим говорить с самарянкой. Но Он это сделал, и сделал не ради привлечения внимания к Себе Самому, Он сделал это не под камерами и не под запись, Он поговорил с ней наедине там, где их никто не мог видеть и слышать.

Беседа с самарянкой указывает как минимум на две крайне важных для духовной жизни истины. Во-первых, Богу абсолютно чужды все условности человеческого общества, Он говорит не с теми, кто имеет власть и уважение, деньги и влияние, а с теми, кто готов слышать. А во-вторых, самое сокровенное и значимое Бог говорит не на площадях, Он обращается к конкретному человеку с глазу на глаз в тишине повседневности. Если мы хотим Его услышать, то стоит помнить об этих двух условиях: о готовности воспринимать Им сказанное и о тишине, ведь Бог никогда не пытается кого-либо или что-либо перекричать. И первое, и второе очень хорошо поняли монахи-аскеты, которые уходили в пустыни ради богообщения, их опыт — бесценен, и несмотря на то, что мало у кого из нас есть возможность в прямом смысле уйти в пустыню, эти люди показали нам путь в пустыню страстей, туда, где умолкает всё внешнее и сердце становится восприимчивым к звучащему в нём слову Божию.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!