В евангельском тексте мы встречаем ряд видимых противоречий. Фактологических и даже смысловых. Например, в разных Евангелиях по-разному говорится о том, сколько раз пел петух в ночь отречения апостола Петра. Но это ладно. Гораздо более серьёзное значение имеет тема развода. В одном эпизоде Своей проповеди Христос вроде бы разрешает развод, в другом — запрещает. Как же согласовать подобное противоречие? Давайте послушаем сначала отрывок из 5-й главы Евангелия от Матфея, что читается сегодня во время литургии. И затем будем разбираться с этой непростой темой.
Во время услышанной нами беседы с иудейскими вождями Иисус Христос дал нелицеприятную оценку нравам современного Ему еврейского общества. Среди прочего Он очень жёстко раскритиковал сложившуюся к тому времени практику разводов. В эпоху Спасителя брак для многих иудеев потерял какую-либо ценность. Он представлял собой просто договор, который заключался между мужчиной и женщиной. Причём женщина в этом союзе не имела почти никаких прав. Даже брачный контракт заключался не ею лично, а её отцом.
Иудей мог развестись со своей женой без каких-либо трудностей. Поводом для расторжения брака могло быть просто нежелание больше делить кров со своей женой. Такое обоснование имелось в законе пророка Моисея: «Если кто возьмёт жену и сделается её мужем, и она не найдёт благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит её из дома своего». Таким образом, развод был легко осуществим и основывался на оформлении разводного письма. Оно представляло собой рукописный документ о расторжении брака, произошедшего по инициативе мужа.
Женщина права на составление разводного письма не имела. Да, разводное письмо как явление возникло по решению пророка Моисея. Но точно не как оправдание брачного произвола, а как совершенно вынужденная мера. Разводное письмо спасло многих древних иудеек от жестокости их мужей. Случалось, что израильтянин, желая взять новую жену, мог фактически извести свою прежнюю нелюбимую супругу — сделать так, чтобы её жизнь побыстрее закончилась.
Разводное письмо было спасительной альтернативой. Да, разведённая женщина вынуждена была возвращаться с позором в семью своего отца. Но она сохраняла свою жизнь. Однако данная мера, являясь вынужденной и отчасти спасительной для слабого пола, тем не менее, с точки зрения Христа, не является нормальной, верной. Поясню на следующем примере. Нужно ли ампутировать руку тому, кто по своему небрежению её повредил настолько, что теперь ему угрожает смерть? Конечно! Является ли эта вынужденная мера благой в данном контексте? Да. Но является ли эта мера нормой? Конечно же, нет. И вообще — лучше не совать руки туда, куда не нужно.
Христос, понимая контекст Своей эпохи, тем не менее, осуждает и разводные письма, и практику разводов в целом. Не потому, что хочет, чтобы кто-то страдал, а потому, что стремится показать следующую вещь. Брак не просто договор между мужчиной и женщиной. В библейском и церковном понимании супружеский союз имеет священный статус, представляет собой единство любви и верного, чистого служения мужа и жены друг другу. В этом союзе не должно быть места не то что жестокости, даже намёк на нечистоту помыслов Христос осуждает, предупреждая, что грех способен изнутри отравить даже самое светлое, доброе дело.
Таким образом, Спаситель не благословляет разводы, призывает беречь брачный союз. Но Он также говорит, что неверность, нечестность способны разрушить брак, что, в конечном счёте, принудит признать — не из-за Бога, а из-за самих людей этот брачный союз больше не существует, поскольку бывшие уже супруги сами себе отказали в благословении Божием.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Когда нам делается известной современная статистика расторжения браков, нам становится ужасно печально, ведь оказывается, что крепкая семья — это своего рода статистическое чудо и маловероятный исход свадьбы. Конечно, мы пытаемся найти причины столь удручающей картины: как правило, мы обращаем внимание на состояние общества, указываем на недостатки государственной системы поддержки семьи, вспоминаем про далёкий от воспевания семейных ценностей современный кинематограф, мы находим бесконечное множество причин кризиса семьи, но забываем обращать внимание на себя самих. Христос предлагал поступать иначе, Он, говоря о семье, фокусировал внимание Своих слушателей на них самих и ни на чём бы то ни было другом. Давайте послушаем отрывок из 5-й главы Евангелия от Матфея, этот отрывок звучит сегодня во время литургии в православных храмах, и в нём идёт речь о супружеской верности.
Сам по себе появление в Евангелии этих слов Христа говорит нам о том, что в Древнем Израиле не всё было в порядке с семейной этикой, а потому Спаситель вынужден был напомнить Своим современникам базовые истины о взаимоотношении мужчин и женщин. Этих истин две: человек не должен быть объектом вожделения, а брак не может быть расторгнут. Всё довольно просто, однако люди любят все усложнять, а потому к этим двум повелениям Божиим с течением времени были добавлены пространные комментарии, которые позволяли делать различные исключения из прямой и недвусмысленной заповеди Божией. Собственно, на один из таких комментариев и сослался Спаситель в Своей речи: «Сказано также, что если кто разведётся с женою своею, пусть даст ей разводную» (Мф. 5:31).
Любопытно, что здесь Христос упомянул предписание библейской книги Второзаконие, и на первый взгляд может показаться, что Он спорил с самим Моисеем, и это был, мягко говоря, не самый лучший ход в беседе с иудеями, ведь для них Моисей — человек, авторитет которого не может быть подвергнут сомнению. В параллельном месте Евангелия от Марка Господь так объяснил Своё критическое отношение к словам Моисея: «По жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их» (Мк. 10:5–6). И в самом деле: любые зафиксированные Священным Писанием человеческие слова — это всего лишь комментарии к тому, что возвещает Бог. Довольно часто можно наблюдать, как слова людей затмевают собой божественные повеления, именно так произошло и с браком: Моисей, по снисхождению к человеческой слабости предусмотревший возможность для развода, дал тем самым повод и вовсе забыть о первоначальном установлении Божием, и о том, что брак не может быть расторгнут, кроме той причины, на которую указал Христос.
Совершенно неслучайно, говоря о нравственности в сфере пола, Спаситель упомянул радикальные методы борьбы с соблазнами. Конечно, было бы большой ошибкой и страшной глупостью понимать эти Христовы слова буквально, и Церковь никогда их таким образом не прочитывала, эти слова Христа призваны показать всю неимоверную сложность исполнения повелений Божиих о браке и целомудрии, а также то, что никакой человек своими силами не в состоянии провести жизнь на должной степени нравственной чистоты, а потому всем нам нужна в этом деле помощь Божия.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Антоний Борисов