В книге пророка Исайи есть не только множество пророчеств о Христе, есть в ней и немалое количество крайне важных сентенций, автором которых является Сам Бог. Одна из этих сентенций в русском переводе звучит так: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои» (Ис. 55:8). Понять эту мысль не составляет особого труда, она кажется очевидной, и в ней идёт речь о том, что никакой человек не в состоянии в полной мере постигнуть действия Божии и Его замысел, Бог действует непредсказуемым для человека образом, а потому любые наши попытки выстроить какую-либо логически безупречную схему действий Бога обречены на провал.
К примеру, когда ощущающий себя вполне благочестивым человек видит кого-то, кто тяжело согрешает, то благочестивому кажется, что последствия этого греха будут весьма печальными, что ничего хорошего в дальнейшем ждать не стоит. За этим выводом, как правило, стоит не просто житейский опыт, а знание изложенного в Священном Писании нравственного закона. Кажется, что существует прямая зависимость между грехом и его последствиями.
Да, действительно, такая связь существует, о ней немало сказано в Писании, но назвать эту связь безусловной нельзя, потому что в том же Писании мы видим совершенно иные примеры. Так, жители Ниневии, которые покаялись после слов пророка Ионы, избежали последствий своих грехов, что очень сильно огорчило Иону, потому как он сам оказался в незавидной роли человека, чьи пророчества не сбылись.
Но самый важный пример действий Бога, которые, как кажется, противоречат человеческим представлением о последствиях греха, мы видим в первой главе Евангелия от Матфея, в родословии Господа Иисуса Христа, и на этот пример невозможно не обратить внимание: Христово родословие содержит имена самых разных людей, среди них есть те, кого ни при каких условиях нельзя назвать носителями высокой нравственности.
Так, мы читаем: «Иуда родил Фареса и Зару от Фамари». А из книги Бытия мы узнаём, что Иуда был свёкром Фамари, она была последовательно женой двух его сыновей, они оба умерли бездетными, и Иуда побоялся женить ещё одного своего сына на Фамари, но Фамарь проявила изощрённую смекалку и сделала так, что отцом её детей стал сам Иуда. Ну а Соломон родился, как об этом сказано в родословии, «от бывшей за Уриею», что переносит нас к трагической истории греха Давида, который ради обладания Вирсавией отправил её законного мужа Урию на верную гибель. После Соломона родословие перечисляет ряд царей, но мало кто из них был благочестив, более того, мало кто из них в течение всей своей жизни хранил верность Единому Истинному Богу.
И таких — грешных со всех точек зрения людей — в родословии Христа большинство, но это не помешало Богу, Он не отвернулся, Он поступил так, как от Него никто не мог ожидать — Он через Пресвятую и Преблагословенную Деву Марию привёл на землю Своего Единородного Сына Господа нашего Иисуса Христа. Это событие не способен вместить человеческий разум, вместе с этим разум не способен вместить и глубину милосердия Божия, Его всепрощение и Его способность действовать свободно и самовластно, и нам всем, конечно же, стоит об этом помнить, особенно тогда, когда мы делаем попытки прогнозировать реакцию Бога.
Читать далееВ сегодняшнем чтении мы слышим начальные стихи Евангелия от Матфея, которые посвящены описанию родословной Иисуса Христа. Помню, когда я сам в подростковом возрасте впервые обратил внимание на это чтение в храме, оно показалось мне очень загадочным и интересным, ведь за каждым именем скрывалась история целой жизни, история взаимоотношений с Богом и людьми, нравственных решений и поступков. Целый мир за каждым из них. И всё же, все эти подробности изложены в других книгах Библии, каждая в своем месте, потому что при всех многочисленных именах начало Евангелия от Матфея посвящено Иисусу Христу — с Него оно начинается и Им заканчивается.
Но если оно сконцентрировано на Нем, для чего столько говорить обо всех этих людях! Не лучше ли говорить о Боге? Но в том то и дело, в том и особая важность приближающегося праздника Рождества Христова, что Бог входит в самую сердцевину человеческой жизни, становится одним из нас и даже обретает человеческую родословную. Неслучайно сегодняшнее апостольское чтение так и начинается: «родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова». Впрочем, в конце этого родословния внимательного читателя и слушателя ждет немалое удивление, потому что завершается оно следующими словами: "Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Христо"с. Люди не знакомые с христианством не удивятся, посчитав, что Иисус — сын Иосифа. Но сам Евангелист видит всё совершенно иначе. Он говорит, что Авраам рождает Исаака и, даже упоминая женщину, он говорит, что Давид рождает Соломона от той, что была за Урией, то есть точно следует мужской линии. И только в случае с Иосифом этот порядок нарушается, и он говорит: Иосиф муж Марии, от которой родился Христос. Иными словами, текст, который назван родословной Иисуса при ближайшем рассмотрении оказывается родословной Иосифа. Но для чего он нам, если Нас интересует Иисус Христос?
Евангелист знает, что Мессия должен был происходить из рода Давидова. Кроме того, он знает, что Мария стала беременна без мужа, силой Духа Святого, хотя и после обручения с Иосифом, но до того, как они сочетались. Как же ему показать родство с Давидом Того, Кто не имел земного Отца? Единственным способом. Он знает, что по правилам евреи вступали в брак внутри одного колена и показывая родословие Иосифа, тем самым показывает родословие Христа по Матери, потому что ясно, раз они обручены, значит относятся к одному роду. Итак, Бог во Христе становится причастен миру человеческому, чтобы и мы стали причастны миру божественному. Но кто же может удостоиться такой великой чести? Разве может это быть для кого-то доступно? Когда-то иудеям казалось, что если уж кто-то и может войти в особенные отношения с Богом, то это они. Однако из родословной, которую приводит евангелист мы узнаем, что предками Христа были не только потомки Авраама, но и ханенаянка Раав, хетянка Вирсавия, моавитянка Руфь. Среди них были не только праведники, но и грешники. И всё потому, что Христос пришел ко всем людям, чтобы всем открыть возможность жизни с Богом.
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист