«Изменитесь, потому что Царство Небесное совсем близко» — так можно перефразировать евангельский призыв Христа Спасителя, которым заканчивается этот отрывок. Все дальнейшие высказывания Христа во время Его земного служения — это раскрытие и уточнение этой мысли. Христос всеми доступными способами говорит о двух вещах: Царство Небесное уже здесь, но доступно оно лишь тем, кто смог измениться. Конечно, речь не идет о какой-то внешней перемене, не идет речь и о покаянии как исповедании своих грехом перед Богом. Последнее — важная, но лишь одна из составных частей изменения восприятия Бога, других людей и самого себя. Без исповедания своих грехов и получения прощения невозможно и измениться. Но практика подсказывает, что само по себе покаяние как исповедание грехов, мало кого меняет. Можно десятилетиями с вызывающей уважение регулярностью исповедовать одни и те же грехи, но при этом не приблизиться к Царству Небесному, а остаться абсолютном прежним. Можно всю жизнь «протоптаться» на одном месте и в конечном итоге ничего не достичь. Почему? Потому что покаяние как исповедь и покаяние как изменение жизни это не одно и то же. И совсем необязательно исповедь способна привести к изменению. Самая, пожалуй, известная и яркая иллюстрация покаяния как абсолютного изменения человека — это житие преподобной Марии Египетской. Как мы помним, после внезапного вторжения Бога в ее жизнь, она не смогла остаться прежней. Она не смогла сделать вид, будто бы ничего не произошло и продолжить жить той жизнью, которой она жила до этого события. Она сделала первый шаг и исповедовала свои грехи. А после исповеди и причащения Святых Христовых Тела и Крови ушла за Иордан и именно там началась многолетняя работа по изменению, началось то, к чему призвал каждого Христос Своими первыми словами после выхода на общественное служение. В конечном итоге, святая, будучи еще в теле, вошла в Царство Небесное. Об этом явственно говорит свидетель последних лет ее земной жизни старец Зосима. Над ней уже не властвовали законы нашего мира, она могла не есть и не пить, она была способна знать все, не имея какого-либо источника информации, и она могла перемещаться в пространстве так, как ей то было угодно. Конечно, наш скептический разум может подвергнуть сомнению некоторые факты жития преподобной Марии. Но дело тут не в этих фактах, а в том, что вслед за исповеданием грехов святая не вернулась к прежнему образу жизни, а изменила все, она начала работать над исполнением заповедей и, в конечном итоге, сумела выполнить призыв Христа, сумела измениться, или, если пользоваться более привычными нам терминами, сумела по-настоящему покаяться. Покаяние в данном случае это не только лишь отказ от какого-либо сознательного греха. Это еще и глубокое осмысление цели и смысла собственный жизни. У преподобной Марии раньше не было смысла, но была цель — наслаждение. Она сумела услышать Христа и понять, что наслаждение как цель жизни — недостойно человека. Сумела понять, что достойны человека лишь те цели и тот смысл, которые возвещает Христос Спаситель в Своем Евангелии.
Читать далееМф., IV, 12-17 (еп. Феоктист (Игумнов)
12 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею
13 и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых,
14 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:
15 земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,
16 народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.
17 С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
После завоевания Обетованной земли — Израиля — вся территория была разделена между двенадцатью еврейскими племенами, которые ведут своё начало от сыновей праотца Иакова и носят их имена. Обо всём этом можно узнать из первых книг Ветхого Завета. После смерти царя Соломона Израильское государство перестало быть единым, произошло разделение на два царства: Южное и Северное. Южное царство — Иудея — было небольшим как по числу вошедших в него племён, всего два, так и по своей площади. Но у него было одно крайне важное преимущество: Иерусалим был городом Иудеи. Иерусалим же ценен не сам по себе, не географически и политически, он важен своим храмом. Религия Ветхого Завета не позволяет иметь несколько храмов. В ней храм абсолютно уникален, он может быть только один. А если храм в Иудее, то Северное Царство не вполне самостоятельно. Для достижения же абсолютной независимости от Южного царства на севере было принято решение воздвигнуть ещё один храм, который с точки зрения Ветхого Завета таковым не являлся. После его постройки произошёл совершенный разрыв между двумя группами еврейских племён. Из Третьей книги Царств легко убедиться, что для отсоединения от юга были весомые причины. Они уважительны. Было принято с человеческой точки зрения правильное решение. Также политически правильным был и совершенный разрыв в области религии. Но то, что правильно по-человечески, далеко не всегда одобряется Богом, Его справедливость не похожа на нашу. Итогом строительства храма в Северном Царстве стало постепенное, но неуклонное скатывание северян к язычеству. Пророк Исайя, которого цитирует в сегодняшнем евангельском отрывке апостол Матфей, родился и жил в Южном царстве. Ко времени его жизни, то есть к восьмому веку до Рождества Христова, Северное царство уже было вполне языческим. Пророк выразил данную ему Богом мысль так: «Прежнее время умалИло землю Завулонову и землю Наффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, за Иорданскую страну, Галилею языческую. Народ, находящийся во тьме, увидит свет великий» (Ис. 9:1-2). Христос Спаситель по Своему человечеству происходил из южного племени, Он родился в пригороде Иерусалима, но вырос Он и начал Свою проповедь на севере — в Галилее. Здесь мы снова сталкиваемся с несправедливостью: ведь нет сомнений в правоте отношения южанам к северяным, они действительно стали язычниками! Но Бог в очередной раз показал, что справедливое у людей далеко не всегда справедливо у Бога. Логика Бога совсем не похожа на логику человека. Дай нам, Господи, помнить об этом, удивляться, поражаться, и всегда принимать Твою волю какой бы по человеческому рассуждению несправедливой она ни была!
Читать далееМф., IV, 12-17 (прот. Павел Великанов)
12 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею
13 и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых,
14 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:
15 земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,
16 народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.
17 С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Евангелист Матфей рассказывает нам об одном интересном эпизоде из жизни Христа Спасителя. Закончено сорокадневное искушение в пустыне — и вот, узнав, что что Иоанн Предтеча арестован, Иисус удаляется из Иудеи в Галилею, где останавливается на северо-западном берегу Генисаретского озера. Что же примечательного в этом поступке? Давайте посмотрим, как размышляет об этом святитель Иоанн Златоуст: «Для чего Он удаляется? Для того, чтобы научить нас не идти навстречу искушениям, но отступать и уклоняться от них. Ибо не тот виноват, кто не бросается в опасность, но тот, кто в опасностях не имеет мужества».
Сегодняшнее Евангелие призывает нас не «геройствовать». И примером выступает Сам Христос Спаситель — Своим примером показывая, как следует поступать нам в подобных ситуациях. Но что же значит — «не геройствовать?» Разве не призывают нас святые отцы «отдать кровь и принять дух?» Разве не на предельном напряжении сил должно вызревать спасение в душе каждого верного христианина? Разве нет здесь очевидного противоречия — с одной стороны, призыв взвалить на себя крест — а с другой — «не геройствовать»?
Но противоречие это — мнимое. Оно появляется только при самом поверхностном взгляде. Что такое «геройство», о котором идёт речь? Говоря простым языком, это стремление получить ту или иную серьезную проблему, или, как говорят в народе, «нарваться». Не проблема находит себе жертву, а сама потенциальная жертва ищет и находит беду на свою голову. Звучит странно — но, увы, именно так нередко и происходит. Давайте попробуем пристальнее всмотреться — чем отличается подлинный героизм от мнимого «геройства»?
На мой взгляд, главная разница — в намерениях. Какую бы историю настоящего героизма мы ни посмотрим — нигде не увидим, чтобы геройский поступок совершался напоказ, с целью «сорвать аплодисменты». Девушка, бросающаяся в ледяную воду спасать ребёнка, старик, из последних сил выносящий из горящего дома людей, — все они действовали только ради блага тех, кого спасали. Им не то что была безразлична реакция окружающих — они готовы были даже пожертвовать собственной жизнью — лишь бы оказать помощь. И, как правило, в обычной жизни — это совершенно простые, скромные, ничем не выделяющиеся люди. Но в кризисной ситуации они могут переступить через естественный страх и сделать то, что немногим под силу.
А что же движет «геройствующим»? Мы увидим прямо противоположное: желание выделиться, обратить на себя внимание. Нередко такое мнимое «геройство» — удел недозрелых подростков, которые готовы на любую глупость с риском для жизни, лишь бы доказать окружающим — что они — круче, чем другие. Именно отсюда — подростковая дерзость, хамство, нарочитое хулиганское поведение. Они «нарываются», они провоцируют других — потому что иначе кто на них вообще обратит внимание? И надо здесь не злиться, не впадать в ответную агрессию — а просто пожалеть: ведь, наверное, в семье у этого бедолаги далеко не всё хорошо!
Но, увы, у некоторых людей это «подростковое геройство» остаётся на всю жизнь и становится главным инструментом убеждения себя в том, что он — или она — на голову выше окружающих. Отсюда — эти бесстыжие «правдорубы», циничные высмеиватели чужих грехов, любители поскандалить в публичных местах. Как важно при встрече с таким застрявшим в подростковом бунте суметь увидеть под всей внешней жестокостью и агрессией потерявшегося, закомплексованного, боящегося узнать о собственной никчёмности человечка — с такой же живой душой, как и у каждого из нас!
Помоги же нам, Господи, и самим не «геройствовать», и тех, кто пытается таким образом привлечь наше внимание, суметь отогревать теплым словом и добрым, неосуждающим, взглядом!
Читать далееМф., IV, 12-17 о. Дмитрий Барицкий
12 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею
13 и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых,
14 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:
15 земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,
16 народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.
17 С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Сегодняшнее евангельское чтение рассказывает нам о том, как Иисус Христос начал свою проповедь. На первый взгляд перед нами сухое и ничем не примечательное изложение фактов Евангельской истории. Однако, если приглядеться, то из них можно извлечь для себя очень важный урок.
Речь идет о северной части Израильского царства под названием Галилея. На этой территории жили потомки Завулона и Неффалима. Эти двое входили в число двенадцати родоначальников еврейского народа. Галилея была необычной областью. Она была сказочно плодородна. Насколько хватало взора, здесь простирались зеленые холмы с богатыми пастбищами и роскошными оливковыми садами. Со всех сторон Галилею окружали языческие народы: на западе – финикийцы, на севере – сирийцы, на юге – самаряне. Кроме того, здесь проходили величайшие торговые пути древнего Востока. Из Дамаска через Галилею проходил морской путь в Египет. Также через нее проходил торговый сухопутный тракт, который связывал Африку и Азию. В результате население этой области было смешанным: здесь жили не только евреи, но и язычники. Ни те ни другие не гнушались таким соседством. Были открыты друг ко другу, вступали в деловые и даже дружеские отношения. Закономерно, что галилейские евреи были людьми с живым, пытливым умом. Новое, неизведанное не вызывало у них резкого отторжения.
За это их презирали жители Иудеи, южной части Палестины с центром в Иерусалиме, столице всего Израильского царства. Они придерживались ортодоксального иудаизма, и зачастую отличались ультраконсервативными взглядами. И это не случайно. Иудея была изолированной областью.
Здесь не было той оживленности, которая царила на севере. Население Иудеи было однородным, язычники практически не встречались среди местных жителей. Именно в Иудее находился Иерусалимский храм, сердце религиозной жизни евреев. Именно здесь как нигде в другом месте была сильна партия фарисеев, фанатичных ревнителей веры и благочестия.
Вот почему Христос начал Свою проповедь в Галилее и провел здесь большую часть Своей жизни. Здесь Его слушали с интересом, над Его словами думали. Даже, если с Ним спорили, интонации были совсем иные, нежели в Иудее. Там для ортодоксов, уверенных в своей исключительности, непогрешимости и праведности перед Богом и законом, Он был чем-то чуждым, инородным, вызывал только резкое неприятие, вплоть до распятия на кресте.
Какое значение все эти этногеографические подробности имеют для нас? Среди духовенства бытует такая пословица: «Нет ничего сложнее, чем обратить в Православие православного попа». Иными словами, нет ничего сложнее, чем объяснить что-то тому, кто абсолютно уверен в своей правоте. Простая, но весьма полезная мысль. И для человека, который пытается идти путем веры, она очень важна.
Зачастую, тот, кто только обрел веру, смотрит на все как ребенок, широко открытыми глазами. Для него свойственно спрашивать, интересоваться, впитывать дотоле неизведанное знание, даже подвергать сомнению свой новый опыт. Все внутри бурлит, как лава. Пока есть этот жар, человек развивается. Он открыт для людей и для Бога. Однако, увы, бывает так, что огонь уходит или теряет свою былую силу. Энтузиазм и живость пропадают. Мы внутренне успокаиваемся, погружаемся в оцепенение, закрываемся. Раскаленная масса остывает и принимает застывшие формы. Это и есть наши сформировавшиеся представления о Боге, мире, людях, представления об основных закономерностях духовной жизни. Конечно же, они несовершенны. Не в этом проблема. Кто не заблуждается? Печальнее всего то, что этот плод нашей теплохладности мы начинает принимать за истину в последней инстанции. Мы убеждены, что достигли предела и теперь знаем все на свете. Только нам известно, что ведет ко спасению и мы готовы научить этому других, вплоть до четких инструкций, будто через нас говорит Сам Бог. Лишь мы правы, а все остальные неправы или чего-то не понимают. Согласитесь, диалог с нами в этом случае становится практически невозможным. Именно это состояние душевного окаменения и побудило жителей Иудеи распять Христа. В отличие от живых галилеян, они не были готовы Его слушать и слышать. «Что может рассказать нам о Боге какой-то бродячий плотник из Назарета? – Говорили они себе. – Мы и так все знаем».
Один из святых Вселенской Православной Церкви, блж. Августин, писал: «Однажды я нашел Бога, но с того времени я продолжаю искать Его снова и снова». Так и нам, дорогие друзья, в своей духовной жизни необходимо научиться устраивать регулярные ревизии собственной души. Не бояться подвергать сомнению свой духовный опыт. Не успокаиваться на достигнутом. Ежедневно продолжать искать Бога, Которого мы вроде бы однажды обрели. Именно за это понуждение Господь вновь разожжет тот благодатный огонь, который под толщей окаменелостей все еще тлеет в нашей душе. Не будем сомневаться, подобно тому, как это произошло в языческой Галилеи, в нашем сердце опять воссияет великий свет.
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист.