Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 4, стихи 12-17

12 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею

13 и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых,

14 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:

15 земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,

16 народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.

17 С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Читает и комментирует Евангелие от Матфея, Глава 4, стихи 12-17 (прот. Павел Великанов)
480px-John_baptist_byzantine

Иоанн Креститель
(византийская икона, XIV век).

Мф., IV, 12-17 (прот. Павел Великанов)

12 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею
13 и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых,
14 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:
15 земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,
16 народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.
17 С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Евангелист Матфей рассказывает нам об одном интересном эпизоде из жизни Христа Спасителя. Закончено сорокадневное искушение в пустыне — и вот, узнав, что что Иоанн Предтеча арестован, Иисус удаляется из Иудеи в Галилею, где останавливается на северо-западном берегу Генисаретского озера. Что же примечательного в этом поступке? Давайте посмотрим, как размышляет об этом святитель Иоанн Златоуст: «Для чего Он удаляется? Для того, чтобы научить нас не идти навстречу искушениям, но отступать и уклоняться от них. Ибо не тот виноват, кто не бросается в опасность, но тот, кто в опасностях не имеет мужества».

Сегодняшнее Евангелие призывает нас не «геройствовать». И примером выступает Сам Христос Спаситель — Своим примером показывая, как следует поступать нам в подобных ситуациях. Но что же значит — «не геройствовать?» Разве не призывают нас святые отцы «отдать кровь и принять дух?» Разве не на предельном напряжении сил должно вызревать спасение в душе каждого верного христианина? Разве нет здесь очевидного противоречия — с одной стороны, призыв взвалить на себя крест — а с другой — «не геройствовать»?

Но противоречие это — мнимое. Оно появляется только при самом поверхностном взгляде. Что такое «геройство», о котором идёт речь? Говоря простым языком, это стремление получить ту или иную серьезную проблему, или, как говорят в народе, «нарваться». Не проблема находит себе жертву, а сама потенциальная жертва ищет и находит беду на свою голову. Звучит странно — но, увы, именно так нередко и происходит. Давайте попробуем пристальнее всмотреться — чем отличается подлинный героизм от мнимого «геройства»?

На мой взгляд, главная разница — в намерениях. Какую бы историю настоящего героизма мы ни посмотрим — нигде не увидим, чтобы геройский поступок совершался напоказ, с целью «сорвать аплодисменты». Девушка, бросающаяся в ледяную воду спасать ребёнка, старик, из последних сил выносящий из горящего дома людей, — все они действовали только ради блага тех, кого спасали. Им не то что была безразлична реакция окружающих — они готовы были даже пожертвовать собственной жизнью — лишь бы оказать помощь. И, как правило, в обычной жизни — это совершенно простые, скромные, ничем не выделяющиеся люди. Но в кризисной ситуации они могут переступить через естественный страх и сделать то, что немногим под силу.

А что же движет «геройствующим»? Мы увидим прямо противоположное: желание выделиться, обратить на себя внимание. Нередко такое мнимое «геройство» — удел недозрелых подростков, которые готовы на любую глупость с риском для жизни, лишь бы доказать окружающим — что они — круче, чем другие. Именно отсюда — подростковая дерзость, хамство, нарочитое хулиганское поведение. Они «нарываются», они провоцируют других — потому что иначе кто на них вообще обратит внимание? И надо здесь не злиться, не впадать в ответную агрессию — а просто пожалеть: ведь, наверное, в семье у этого бедолаги далеко не всё хорошо!

Но, увы, у некоторых людей это «подростковое геройство» остаётся на всю жизнь и становится главным инструментом убеждения себя в том, что он — или она — на голову выше окружающих. Отсюда — эти бесстыжие «правдорубы», циничные высмеиватели чужих грехов, любители поскандалить в публичных местах. Как важно при встрече с таким застрявшим в подростковом бунте суметь увидеть под всей внешней жестокостью и агрессией потерявшегося, закомплексованного, боящегося узнать о собственной никчёмности человечка — с такой же живой душой, как и у каждого из нас!

Помоги же нам, Господи, и самим не «геройствовать», и тех, кто пытается таким образом привлечь наше внимание, суметь отогревать теплым словом и добрым, неосуждающим, взглядом!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!