Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 13, стихи 24-30

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.
Евангелие от Матфея, Глава 13
Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Много раз Христос начинает притчи о Царстве Небесном с того, что сравнивает Царство с человеком. Может показаться, что это просто некоторый традиционный зачин, как в сказке... что за ним не кроется какого-то богословского содержания... Но на самом деле это важно, ведь Царство — это действительно не место, но сам Господь.

В сегодняшнем чтении мы слышали притчу о пшенице и плевелах. Притчу, которую особенно хорошо понимаешь летом, проезжая мимо колосящихся полей, на которых сразу бывает видно, как среди колосьев вырастают сорняки.

У хозяина было поле, которое он засеял пшеницей. Враг, который пришёл ночью (такое действительно случалось в древнем мире), среди хороших семян посеял плохие, так что при всходах они оказались рядом.

Может показаться, что избавиться от них очень легко и что можно было бы сделать эту работу сразу... Собственно, слуги это и предлагают, в то время как их хозяин почему-то медлит.

Предложение слуг кажется понятным, пока мы думаем, что плевелы — это простые сорняки, вырвать которые ничего не стоит. Но на самом деле словом плевелы в Евангелии называется ложная пшеница, которая до окончательного созревания очень похожа на обычную. Перепутать растения и вырвать вместо плевела пшеницу было легко. Кроме того каждый, кто дергал сорняки знает, что при этом могут быть вырваны и другие растения, которые расположены рядом с ними.

Почему же хозяин запрещает слугам уничтожить сорняки до жатвы?

Потому что они заботятся о чистоте поля, но не заботятся об отдельных колосьях. Им хочется решить всё просто, без кропотливого труда. Хозяин же, в отличие от слуг, переживает за каждый колосок, потому что каждый оказывается ему дорог. И хотя, исходя из притчи, уже явился плод, а по плодам можно узнать качество растения, хозяин останавливает слуг. Дело в том, что зёрна плевелов отличаются от зёрен пшеницы, они серые, а иногда даже чёрные... Но становятся они такими ко времени жатвы. То есть даже то, что очень похоже на плевелы, и по поводу чего сомнений практически не осталось, всё равно оставляется на поле, чтобы исключить любую ошибку.

Хозяин и слуги одинаково заинтересованы в хорошем урожае, но отличаются пути, которыми они идут к этой цели. В этих путях видна разница подходов Божественного и человеческого. И она, стоит сказать, не в нашу пользу.

Часто люди, обращаясь к Богу с молитвой, ощущают себя так, будто бы они любят того о ком молятся больше, чем Бог. Ведь этот кто-то рядом с нами, он наш близкий, родной или знакомый... А Бог, Он как будто бы где-то там, на небе, Он такой далёкий, разве Ему есть дело до всех нас... И вот одна из важнейших идей сегодняшней притчи в том и заключается, что каждый из нас Ему очень дорог и близок. Во время молитвы о ком-то или даже о самом себе важно об этом помнить.

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Притчи о Царствии Небесном занимают в проповеди Спасителя особое место. Перед нами одна из них. Как и другие притчи эта также основана на образах, которые были хорошо знакомы слушателям Христа. Евреи были земледельцами и засеивали свои поля рожью, ячменем, горохом, и, конечно, пшеницей. Плевелы, о которых упоминает Господь, это сорняки, которые были сущим проклятием для крестьян. Дело в том, что на ранних этапах созревания их было совершенно невозможно отличить от пшеницы. Различия становились заметны, когда злаки вырастали и начинали колоситься. Однако к этому времени их корни так переплетались, что если выдергивали сорняк, то вместе с ним вырывали и колосья пшеницу.Блж. Иероним, древний христианский писатель, определяет и вид этого сорняка. Это так называемый lolium temutentum, что переводится как опьяняющий куколь или же головолом. Его семена очень горьки. Более того, даже когда они попадают в хлеб вместе с семенами пшеницы, то производят головокружение, а порой вызывают сильную рвоту. Иными словами, действуют как снотворный яд. По этой причине после сбора урожая его тщательно провеивали и отделяли плевелы от пшеницы зачастую зерно за зерном.

О чем эта притча? Конечно, в первую очередь речь идет об историческом бытии Церкви. На протяжении всего ее существования, среди тех, кто называет себя христианами и считает себя ее полноправными участниками, можно встретить не только образцы высокой святости, но и печальные примеры греховных заблуждений и несправедливости. Естественная реакция на эти явления – во что бы то ни стало вырвать их, исторгнуть из своей среды, прекратить с этим человеком всякое общение. Спаситель призывает нас не торопиться. И тому есть причины.

Во-первых, оказывается, не в сам грешник, в конечном счете, является причиной греха. Все это сделал «враг-человек», иными словами, лукавый, дьявол, сатана. А потому и говорил апостол Павел, что мы должны воевать не с согрешившими людьми, но в первую очередь «против духов злобы поднебесной». Порой более эффективным средством борьбы с грехом и безобразием будет кроткое слово вразумления, молитва за падшего брата, терпение и надежда на его исправление. Именно эту максиму демонстрирует и Сам Господь, когда умирая на кресте, молится о своих мучителях.

Но не только по этой причине Господь предостерегает нас от преждевременных резких решений. Дело в том, что порой зло так тонко переплетено с добром, что очень сложно различить, где же между ними на самом деле проходит граница. Более того, очень часто бывает так, что мы принимаем за добро, что таковым не является на самом деле, а проявления зла считаем для себя благом. Человеческая история являет этому массу примеров. Вспомните, с каким воодушевлением и энтузиазмом совершаются революционные перевороты и устанавливаются тоталитарные режимы. Все это делается во имя справедливости, торжества добра, под искренние аплодисменты и презрение ко всем тем, кто оказался в меньшинстве. Но какая горечь разочарования постигает человека после. Ведь людей уже не вернуть. Также грубо и топорно мы порой действуем и в своей жизни. Делим окружающих на хороших и плохих. Отказываемся видеть всю сложность ситуации, а потом спустя время времени кусаем локти от того, что принесли только вред, боль и страдание.

Поэтому Господь и говорит: лучше потерпите. Дайте Богу вершить суд. Однажды Он придет и наведет подлинный порядок. Как опытный хирург, произведет филигранную операцию: не просто разделит людей на хороших и плохих. Он отделит добро от зла в самом человеке. И вот, что важно! Не окажется ли тогда, что сражаясь всю жизнь со злом вокруг, я совершенно запустил поле собственной души и хорошей пшеницы во мне практически не осталась. Может быть, если мы желаем торжества правды и справедливости, то лучше сосредоточиться в первую очередь на своих собственных сорняках?

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
23.07.2019вторник
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****