Помочь радио
* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 13, стихи 24-30

24 Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем;

25 когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел;

26 когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.

27 Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?

28 Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?

29 Но он сказал: нет - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,

30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Много раз Христос начинает притчи о Царстве Небесном с того, что сравнивает Царство с человеком. Может показаться, что это просто некоторый традиционный зачин, как в сказке... что за ним не кроется какого-то богословского содержания... Но на самом деле это важно — ведь Царство — это действительно не место, но сам Господь.

В сегодняшнем чтении мы слышали притчу о пшенице и плевелах. Притчу, которую особенно хорошо понимаешь летом, проезжая мимо колосящихся полей, на которых сразу бывает видно, как среди колосьев вырастают сорняки.

У хозяина было поле, которое он засеял пшеницей. Враг, который пришел ночью (такое действительно случалось в древнем мире) среди хороших семян посеял плохие, так что при всходах они оказались рядом.

Может показаться, что избавиться от них очень легко и что можно было бы сделать эту работу сразу... Собственно, слуги это и предлагают, в то время как хозяин почему-то медлит.

Предложение слуг кажется понятным, пока мы думаем, что плевелы — это простые сорняки, вырвать которые ничего не стоит. Но на самом деле словом плевелы в Евангелии называется ложная пшеница, которая до окончательного созревания очень похожа на обычную. Перепутать растения и вырвать вместо плевела пшеницу было легко. Кроме того каждый, кто дергал сорняки знает, что при этом могут быть вырваны и другие растения, которые расположены рядом с ними.

Почему же хозяин запрещает слугам уничтожить сорняки до жатвы?

Потому что они заботятся о чистоте поля, но не заботятся об отдельных колосьях. Им хочется решить все просто, без кропотливого труда. Хозяин же, в отличие от слуг, переживает за каждый колосок, потому что каждый оказывается Ему дорог. И хотя исходя из притчи, уже явился плод, а по плодам можно узнать качество растения — хозяин останавливает слуг. Дело в том, что зерна плевелов отличаются от зерен пшеницы, они серые, а иногда даже черные... Но становятся они такими ко времени жатвы. То есть даже то, что очень похоже на плевелы, и по поводу чего сомнений практически не осталось, все равно оставляется на поле, чтобы исключить любую ошибку.

Хозяин и слуги одинаково заинтересованы в хорошем урожае, но отличаются пути, которыми они идут к этой цели. В этих путях видна разница подходов Божественного и человеческого. И она, стоит сказать, не в нашу пользу.

Часто люди, обращаясь к Богу с молитвой, ощущают себя так, будто бы они любят того о ком молятся больше, чем Бог. Ведь этот кто-то рядом с нами, он наш близкий, родной или знакомый... А Бог, Он как будто бы где-то там, на небе, Он такой далекий, разве Ему есть дело до всех нас... И вот одна из важнейших идей сегодняшней притчи в том и заключается, что каждый из нас Ему очень дорог и близок. Во время молитвы о ком-то или даже о самом себе важно об этом помнить.