Евангелие от Матфея, Глава 4, стихи 25; Глава 5, стихи 1-13

Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Евангелие от Матфея, Глава 4

25 И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.

Евангелие от Матфея, Глава 5

01 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

02 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

03 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

04 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

05 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

06 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

07 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

08 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

09 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

13 Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

Читать далее
Евангелие от Матфея, Глава 4

25 И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.

Евангелие от Матфея, Глава 5

01 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

02 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

03 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

04 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

05 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

06 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

07 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

08 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

09 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

13 Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

Толкование дня
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Когда мы слышим о миротворцах, то почти неизбежно начинаем размышлять о различных путях компромисса, который необходимо достигнуть для того, чтобы воцарился мир. Это то, чем занимаются добрые дипломаты и политики. Если же попытаться применить путь компромиссов к истинам духовной жизни, то получается довольно странно: где же миротворчество тех, кто боролся с ересями в Церкви? Почему до сих пор православные восточные христиане не могут принять некоторые богословские воззрения западных христиан? Почему нет единства в христианском сообществе? Почему существует такое множество споров и неразрешённых конфликтов? Сторонние наблюдатели склонны видеть во всем этом банальную борьбу за власть. Но они ошибаются. Христова заповедь «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» не имеет никакого отношения к поиску компромиссов, многоступенчатым уступкам или же к какому-либо попустительству. Она совершенно о другом. Нет в ней речи и об активной деятельности. Мир здесь — не антоним к словам «война», «ссора» или «раздор». Евангельский мир твёрд и весом, он положителен, а не отрицателен, он не имеет отношения в том числе и к отсутствию забот. Христос Спаситель говорит апостолам, и через них и всем нам: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27), Он и посылает апостолов и каждого христианина нести весть о мире: «мир дому сему» (Лк. 10:5). Мир столь ощутим, что если в доме его не примут, он как бы отскочит назад. Апостольское преподание мира это властное провозглашение истины Божией, которая несопоставимо сильнее чего-либо другого. Возвещая мир, Церковь возвещает животворящую силу Божию в самой сердцевине неправды и греха. Миротворцем может стать лишь тот, кто, во Христе и в Церкви, покорится Господню слову. В этом и суть христианского миротворчества: оно не в устранении конфликта, а в провозглашении истины Божией вне зависимости ни от чего внешнего. К этому призывает нас Христос Спаситель.

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Когда человек впервые в жизни услышит евангельские заповеди блаженства — он не может не возмутиться. Разве не призывает Христос своих последователей к полной и безоговорочной капитуляции перед будничной правдой жизни? Разве не самый прямой путь к несчастью — буквальное исполнение этих заповедей? Разве не подтверждает сама жизнь каждый день простые правила: если ты не занимаешь активную позицию — на твоём месте быстро окажется другой! Если ты не требуешь от других — тебе быстро сядут на шею! Если ты не настаиваешь на своих интересах — тебя очень скоро обойдут!

Но если бы это было действительно так, тогда слова Христа следовало бы признать за самые деструктивные, разрушительные установки, сказанные в истории человечества! И, казалось бы, легко можно было бы с этим согласиться, если бы не одна фраза — последняя фраза — в сегодняшнем чтении. Христос утверждает, что если Его последователи будут вести себя именно таким образом, они будут «солью земли». Вот это да! Ничего себе утверждение! Те, кого мы только что готовы были назвать «несчастненькими», «убогими», «лузерами» — Самим Христом называются «солью» — то есть тем, что имеет принципиально другое качество! Какая-то здесь неувязка, разве не так?

Чтобы понять всю интригу сегодняшнего чтения, нам нужен ключ. И этот ключ — та самая толпа, которая собралась, затаив дыхание, послушать очередного претендента на высокое звание Мессии. Толпа, которая уже не раз слышала проповеди и воззвания. Толпа, уже перегретая мессианскими ожиданиями — когда же, наконец, будет сброшено ненавистное римское иго. Эта толпа — словно бочка с порохом, которая жаждет искры, чтобы рвануть во все стороны.

И именно в эту толпу Иисус вкладывает самые нежеланные, непопулярные, невыносимые для их слуха слова. Лучшей антипроповеди придумать просто невозможно! Они жаждут вырваться из-под римлян и стать господами других народов — а им Христос говорит о нищете, о полной преданности Богу. Они предвкушают радость торжества от грядущих побед Мессии — а Он им проповедует о плаче. Их руки чешутся, чтобы рассечь ненавистных врагов мечами — а Он им — о кротости. Они бредят войной — а Иисус им предлагает стать миротворцами. В их мечтах — самостоятельное, богатое, диктующее всем иным народам свою волю мощное государство — а Христос предлагает им радоваться и веселиться, когда их будут гнать с места на место и всячески унижать.

Все представления о грядущем «блаженстве», о котором в каждой фразе и говорит Иисус, в сознании иудеев были прямым образом связаны с мессианской эпохой. Только бы пришёл Мессия — и вот тогда всё наладится, жизнь не просто вернётся в былое русло, но раскроется во всей славе и красе! И вот, перед ними — возможно, Сам Мессия — но говорит нечто совсем иное. Он не спорит, Он всего лишь обозначает иную перспективу — которая поначалу кажется откровенным безумием, чуть позже — начинает привлекать интерес, а потом — оказывается настолько захватывающей, что привычные мысли о Царстве Мессии становятся детскими сказками!

В Своей нагорной проповеди Иисус предлагаем слушателям горизонт, о котором они не могли даже помыслить в самых смелых фантазиях. Он предлагает им не мелочиться, перестать копошиться в сиюминутных местничковых проблемах — и учиться поступать так, как поступает Сам Бог. Ни больше, ни меньше! Стать сынами Бога — и смело действовать от Его имени. Стать полноценными «агентами влияния» в чужой среде — и получить от Самого Небесного Отца неуничтожаемый «дипломатический иммунитет». Стать «солью земли», «закваской» для мира — сила которой — не в количестве, а только лишь в качестве.

И эти слова Христа Спасителя звучат сегодня для каждого из нас. Перед нами — тот же выбор: поверить Ему и начать жить, следуя Его заветам — или же продолжать пытаться строить своё, человеческое царство — с вполне известным и предсказуемым концом. Выбор — за нами.

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Сегодня мы слышим речь Христа о Царстве Бога – и о том, каким образом можно туда попасть. Прежде всего, надо заметить: перед Спасителем сидят толпы людей, для которых Царство Бога – это эпоха Мессии, прихода Которого они ждут с нетерпением и активно фантазирует, насколько сладко будет им жить, когда Он, наконец-то, придёт. Речь Христа для слушателей – парадоксальна. Они ожидали услышать от Него пышный и вкусный рассказ о том, как всё будет здорово когда-то там, вдалеке, скорее всего, не у них – и вместе помечтать об этом – но вот, они слышат нечто совершенно иное. Взор Христа обращён не куда-то в заоблачные дали – Он прямо смотрит на тех, кто сидит вокруг Него – простых людей, загруженных своими проблемами, бедных, плачущих, обиженных, пытающихся найти на земле правду, ищущих Бога среди круговерти житейских будней, милующих тех, кого вполне можно было бы и наказать. Эти люди смотрят сами на себя как на людей глубоко несчастных, неудачных, лишённых благословения Бога – особенно на фоне богатых и знатных, кичащихся своим величием и духовными привилегиями. Христос меняет ракурс их взгляда – и ситуация оказывается совершенно иной. C человеческой точки зрения то, о чём говорит Христос – нищета, беззащитность, правдивость, чистота, неподкупность, милость – всё это совершенно невыгодно. На этих основаниях нельзя построить ни финансового благополучия, ни устойчивого социального статуса. Но вот с точки зрения Бога эти состояния, кажущиеся людям сплошным несчастьем – единственно работающая питательная среда, в которой человек раскрывается именно как образ Божий и задумка Творца о нём начинает активно реализовываться. Подтверждение этому – в заключительной фразе сегодняшнего чтения. Христос, смотря на недоумевающих слушателей, говорит, обращаясь непосредственно к ним: «Вы – соль земли. Если она перестанет быть солёной, на что она будет годна? Её выкидывают вон!» «Несолёная соль» – красивый риторический приём: так Спаситель утешает собравшихся, думающих о себе, что они ни на что не годны. Однако Иисус призывает их задуматься: как соль может быть несолёной? как можно быть никчёмными, когда вы ежедневно проходите через такие жернова различных скорбей и испытаний, неужели вы можете допустить, что всё это – бессмысленно, и Бога в ваших проблемах – нет? Всякий раз, когда мы слышим евангельские блаженства, нам следует задавать самим себе простой вопрос: а где я – с теми, кто, бросив все дела, прибежал сегодня снова послушать Христа – или с теми, кто остался пиршествовать на празднике жизни, думая, что уж он-то точно благословение Божие заслужил?

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Когда-то в школе многие читали рассказ, в котором говорилось что «Человек создан для счастья, как птица для полета». Эти слова, красивые и возвышенные, всегда кажутся очень верными, по крайней мере нам хочется чтобы они были верными. Но это наше желание не просто что-то обманчивое, стремление к счастью действительно прирождено человеку.

Однако, если мы посмотрим на то, как философы говорят о счастье, мы увидим, что одной из важнейших его характеристик оказывается «недостижимость» и «неуловимость», оно то, что постоянно от тебя ускользает. Человек копит деньги на новую машину или дом и думает, что будет счастлив, но как только он покупает их, они становятся для него чем-то привычным. Так можно сказать обо всём, потому что человек способен привыкнуть ко всему.

Церковное понимание счастья не таково. Мы верим, что счастье и радость человека, с чем бы оно не было связано, становится полноценным и настоящим в момент общения с Богом. Все, что этому общению противоречит – не может быть настоящим счастьем, напротив, все что этому способствует, может становится счастьем и все собой наполняет.

Счастье, в церковном понимании есть непреходящее состояние сердца, состояние блаженства, которое не может быть ничем разрушено. В сегодняшнем чтении мы слышим как Христос говорит: «Блаженны нищие духом ибо ваше есть Царствие небесное». При внимательном рассмотрении мы увидим, что парадоксальным образом эти слова совершено противоречит нашему обычному пониманию счастья, ведь блаженством называется не столько состояние полноты, сколько состояние исполнения ожидаемого. Христос говорит блаженны нищие духом. Они уже блаженны потому что верят, что их есть Царствие небесное. Они блаженны в своей нищете, потому что они не наполняют себя чем-то ложным и временным, они блаженны потому что открытый вечности. Так и плачущие блаженны уже сейчас, потому что они утешатся. Они блаженны надеждой, блаженны ожиданием, хотя полнота утешения им еще не явлена.

Если мы сравним заповеди Моисея с тем, что услышали в сегодняшнем чтении, с тем, что называется «Заповедями блаженств», мы увидим, что они очень условно могут быть названы заповедями, ведь в них ничего не запрещается и не повелевается. Они не дают схемы, используя которую можно достичь блаженства, но раскрывают условия, при которых оно становится реальным. В них раскрывается правда о человеческом счастье, о том, что оно не связано с обладанием, не связано с количеством денег, вещей, сил, здоровья… Истинное счастье рождается из созвучности Богу, рождается как попытка стать Ему подобным, стремиться к Его чистоте, Его правде, Его миру.

В то же время, блаженство не является чем-то раз и навсегда данным. Оно зависит от воли и верности человека, от его усилий и решимости. Пока он верен Богу, пока жаждет правды, пока чист сердцем и стремится с стяжанию мирного духа… он блажен. Как соль имеющая силу способствует сохранению еды от разложения и придает ей вкус, так и христианин проявляющий решимость сохраняет жизнь мира и придает ей истинный смысл.

Читать далее
18.06.2019вторник