Евангелие от Матфея, Глава 4, стихи 25; Глава 5, стихи 1-13. Комментирует - Евангелие от Матфея
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 4, стихи 25

Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 1-13

Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Когда-то в школе многие читали рассказ, в котором говорилось что «Человек создан для счастья, как птица для полета». Эти слова, красивые и возвышенные, всегда кажутся очень верными, по крайней мере нам хочется чтобы они были верными. Но это наше желание не просто что-то обманчивое, стремление к счастью действительно прирождено человеку.

Однако, если мы посмотрим на то, как философы говорят о счастье, мы увидим, что одной из важнейших его характеристик оказывается «недостижимость» и «неуловимость», оно то, что постоянно от тебя ускользает. Человек копит деньги на новую машину или дом и думает, что будет счастлив, но как только он покупает их, они становятся для него чем-то привычным. Так можно сказать обо всём, потому что человек способен привыкнуть ко всему.

Церковное понимание счастья не таково. Мы верим, что счастье и радость человека, с чем бы оно не было связано, становится полноценным и настоящим в момент общения с Богом. Все, что этому общению противоречит – не может быть настоящим счастьем, напротив, все что этому способствует, может становится счастьем и все собой наполняет.

Счастье, в церковном понимании есть непреходящее состояние сердца, состояние блаженства, которое не может быть ничем разрушено. В сегодняшнем чтении мы слышим как Христос говорит: «Блаженны нищие духом ибо ваше есть Царствие небесное». При внимательном рассмотрении мы увидим, что парадоксальным образом эти слова совершено противоречит нашему обычному пониманию счастья, ведь блаженством называется не столько состояние полноты, сколько состояние исполнения ожидаемого. Христос говорит блаженны нищие духом. Они уже блаженны потому что верят, что их есть Царствие небесное. Они блаженны в своей нищете, потому что они не наполняют себя чем-то ложным и временным, они блаженны потому что открытый вечности. Так и плачущие блаженны уже сейчас, потому что они утешатся. Они блаженны надеждой, блаженны ожиданием, хотя полнота утешения им еще не явлена.

Если мы сравним заповеди Моисея с тем, что услышали в сегодняшнем чтении, с тем, что называется «Заповедями блаженств», мы увидим, что они очень условно могут быть названы заповедями, ведь в них ничего не запрещается и не повелевается. Они не дают схемы, используя которую можно достичь блаженства, но раскрывают условия, при которых оно становится реальным. В них раскрывается правда о человеческом счастье, о том, что оно не связано с обладанием, не связано с количеством денег, вещей, сил, здоровья… Истинное счастье рождается из созвучности Богу, рождается как попытка стать Ему подобным, стремиться к Его чистоте, Его правде, Его миру.

В то же время, блаженство не является чем-то раз и навсегда данным. Оно зависит от воли и верности человека, от его усилий и решимости. Пока он верен Богу, пока жаждет правды, пока чист сердцем и стремится с стяжанию мирного духа… он блажен. Как соль имеющая силу способствует сохранению еды от разложения и придает ей вкус, так и христианин проявляющий решимость сохраняет жизнь мира и придает ей истинный смысл.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!