Гордыня — первый грех, от которого все прочие происходят. Так учат святые отцы. И они совершенно правы. Гордыня, она ведь к любому делу может прилепиться. К звонарскому тоже.
Утром на буднях звонишь, еще темно долгими зимами нашими, и в Святые ворота смотришь — так, для порядка: знаешь, что если кто и пройдет, то свой, который звон слышал много раз, остановится, чтобы перекреститься, и скорее в храм. И дальше звонишь, глядя задумчиво на заледеневшую Москва-реку, спокойно, без задних мыслей. Порой и молитва приходит.
Иное дело в субботу, в воскресение или в праздник большой. Благовестишь и видишь, как в Святые ворота вошли люди — незнакомые, просто из любопытства. Первая мысль: выдержали бы длинный благовест, не ушли, чтобы им мой красивый трезвон услышать! С трудом сдерживаешь себя, чтобы не ускорять звона. Если все-таки гости уходят, то такое разочарование... Конечно, и трезвонишь, но как-то механически. Но если пришедшие останавливаются и задирают головы посмотреть, кто там звонит так хорошо, то... Вот тут гордыня и укусит в самое сердце! И уж так расстараешься, такие коленца выдашь, такую импровизацию, что аж распирает от удовольствия, от сознания: вот какой я звонарь! Лучший!
Звон закончил и бегом вниз. Почему бегом? Ох... да чтобы застать гостей, чтобы мимо них пройти, как бы не обращая на них внимания, деловой походкой, а сам-то ждешь, что окликнут: «Это вы звонили? Спасибо вам!..» «Да, я». — скромно ответишь. А если гости еще вопросы зададут, то уж соловьем разольешься и о колоколах, и о звонарском труде, и вообще... Главное, чтобы с улыбкой и легкой самоиронией. А внутри-то всё поет от гордости.
Но бывает — сбежишь с колокольни, а двор монастырский пуст. Облом. Обидно...
Оно, конечно, — гордыня... Но звонарь — тот же артист, а артисту нужна публика. Сколько раз замечал, что на публику звоню лучше, с большим подъемом. Но в основном звонишь без всякой публики, и кроме Бога никто не слышит. А разве есть слушатель лучший?! Порой это ощущение Главного Слушателя расцветает в душе, и тогда уже и в ворота не смотришь, и публика не нужна.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.