Из воспоминаний митрополита Евлогия Георгиевского
1887 год. Тульская губерния
Летние каникулы, которые я ежегодно проводил дома, в родном селе Сомове, а затем в селе Апухтине, в кругу моей семьи, оказывали на меня самое благотворное влияние. Благодаря мистической настроенности моей матери жизнь в нашем семейном гнезде дышала простой, но горячей верой, упованием на Промысел Божий, на Божье милосердие. О такой вере не спорят, её не обсуждают — ею живут. В обстановке крепкого, благочестивого строя с меня быстро сбегало всё наносное, налипшее за зиму в семинарии, и я возвращался к бесхитростной, живой вере моего детства.
Фёдор Алексеев. «Вид в Москве на церковь с шатровой колокольней»
Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Маргарита Константиновна, мы же собирались по Москве погулять. А пришли в Государственный исторический музей!
— Всё верно, Леонид Сергеевич. У нас сегодня будет особенная прогулка — по Москве, которую уже не увидеть.
— Вот как! Интересно! Ну что ж, Маргарита Константиновна, тогда всецело вам доверяюсь.
— Благодарю вас, Леонид Сергеевич. Только проводником буду не я, а художник 19-го столетия, Фёдор Яковлевич Алексеев, мастер русского городского пейзажа, один из основоположников жанра.
— Неловко признаваться, но впервые слышу это имя...
— Неудивительно, Леонид Сергеевич. Даже специалисты сегодня относят Фёдора Алексеева к так называемым «забытым» художникам. Незаслуженно забытым, на мой взгляд. Он потрясающе писал старую Москву. А вот и одна из его картин. Называется она «Вид в Москве на церковь с шатровой колокольней».
— Красивый храм, шестиглавый. А колокольня какая величественная! Похожа на терем. Однако, если бы вы не сказали, ни за что не узнал бы Москву.
— Я же говорила — мы побываем с вами в Москве, которую сегодня не увидеть. Алексеев в основном изображал на своих полотнах допожарную Москву — то есть, город до известного пожара 1812-го года. Так что прекрасный храм древнерусской архитектуры, который запечатлён на этой картине — с характерной высокой конусообразной колокольней — до наших дней, увы, не сохранился. Знатоки Москвы и искусствоведы теперь могут только предполагать, что же за уголок Белокаменной изобразил на полотне Фёдор Алексеев.
— И какие есть варианты?
— По одной из самых достоверных версий, это может быть церковь Георгиевского женского монастыря на улице Большая Дмитровка. Он был разорён наполеоновскими солдатами во время Отечественной войны 1812-го года и сильно пострадал от пожара. Поэтому в 1813-м обитель закрыли, а монахинь перевели в Страстной монастырь. Однако некоторые строения Георгиевского монастыря простояли вплоть до ХХ века. Окончательно их снесли уже большевики в середине 30-х годов.
— Георгиевский монастырь — древняя обитель. Я читал, что первые упоминания о нём относятся к началу 16-го века. Кстати, кажется, купола и колокольни в форме шатра — отличительная черта именно древнерусского храмового зодчества?
— Совершенно верно. Шатровая форма купола впервые появилась на Руси предположительно в середине 15-го столетия. Храмы тогда строились преимущественно из дерева, и русские зодчие пришли к идеальному архитектурному решению для работы с этим материалом. Со временем шатровые навершия стали отличительной чертой русских храмов. Кстати, и сегодня многие церкви строятся в древнерусском стиле, с шатровыми колокольнями.
— Прекрасно, что традиции не забываются! Маргарита Константиновна, я вот смотрю на полотно, и никак не могу понять, в какой технике оно написано. Кажется, акварель?
— Работы Фёдора Яковлевича Алексеева частенько принимают за акварели. Однако писал он маслом. Городскому пейзажу художник учился в Италии; оттуда и вынес своеобразную стилистику — чёткие линии рисунка и мягкие, пастельные тона красок. При этом живописец оставался самобытным. Талант его был разносторонним — Алексеев работал ещё и как театральный художник. Он создавал декорации для театров Петербурга и Москвы. К сожалению, ни одна не сохранилась до наших дней.
— Зато сохранились картины! И по ним мы сегодня можем узнать старую Москву, увидеть архитектурные шедевры, которые неумолимое время до нас не донесло. Такие, как вот этот удивительный храм на полотне Фёдора Алексеева «Вид в Москве на церковь с шатровой колокольней».
— Значит, Леонид Сергеевич, вам понравилась сегодняшняя необычная прогулка по Москве?
— Ещё как, Маргарита Константиновна! Спасибо вам!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Василий Поленов. «Серый день»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Андрей, ну какая досада! Утром, когда въезжали в Тамбов, солнце светило. А теперь погода испортилась. Облака набежали. Того и гляди, дождь начнётся...
— Не расстраивайся, Виктор. Мы же с тобой сейчас находимся в Тамбовской картинной галерее. Здесь нам дождь точно не страшен. Да и вообще, у природы нет плохой погоды. И я прямо сейчас тебе это докажу.
— Заинтриговал! Ну что ж, я весь внимание.
— Прекрасно. Тогда взгляни-ка вот на эту картину. И опиши мне свои ощущения от неё — буквально в нескольких словах.
— Нууу... Полотно очень светлое. Яркий пейзаж, от которого на сердце сразу радостно становится.
— Так-так... А теперь подойди поближе и прочитай название.
— Василий Поленов. «Серый день». Ничего себе! Какой же это серый день, когда с картины так и льётся свет? Ты посмотри на краски! Золотое поле убегает за горизонт, кругом сочная зелень, сверкает серебром лента реки. Слушай, Андрей, а таблички с названиями, случайно, не могли перепутать?..
— Нет, Виктор, с табличкой всё в порядке. Эта картина Василия Дмитриевича Поленова действительно называется «Серый день». Художник написал её около 1910-го года. Посмотри внимательно: небо-то на полотне всё в облаках — прямо как сейчас на улице! Но ты прав — несмотря на название, полотно действительно совсем не пасмурно-печальное, оно жизнерадостное.
— И как будто светится изнутри!
— Этот поленовский приём искусствоведы называют «метафизикой света». Живописец видел в природе Божественное начало и таким образом раскрывал его на полотнах.
— И правда, Андрей, когда смотришь на эту картину, видишь не только красоту природы, но невольно ощущаешь и присутствие Творца, Его величие и мудрость, благодаря которой даже серый день становится прекрасен...
— Как сказано в 103-м Псалме: «Яко возвеличишася дела Твоя, Господи: вся премудростию сотворил еси...» Это значит: «Как велики дела Твои, Господи: всё Ты сотворил премудро».
— Потрясающие слова... А знаешь, вот смотрю я сейчас на картину, и она напоминает мне тамбовские просторы, которые мы видели из окна автомобиля, когда подъезжали к городу.
— Кстати, Василий Поленов тесно связан с Тамбовским краем. Здесь, в имении Ольшанка, жила его бабушка, Вера Николаевна Воейкова. Художник часто у неё гостил, и запечатлевал на своих полотнах живописные виды Тамбовщины. И хотя география картины «Серый день» точно неизвестна, Василий Дмитриевич вполне мог изобразить на полотне тамбовский пейзаж. По крайней мере, перед нами явно уголок средней полосы России.
— Неброский, но такой прекрасный! Знаешь, Андрей, я теперь понял, что Божественная красота присутствует во всём. И даже самый серый день всегда ею наполнен.
— Я очень рад, Виктор, что художник Василий Поленов своей светлой картиной «Серый день» помог тебе это почувствовать!
Картину Василия Поленова «Серый день» можно увидеть в Тамбовской областной картинной галерее
Все выпуски программы: Краски России
Алексей Саврасов. «Рожь»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Маргарита Константиновна, вы не устали с дороги? Всё-таки путь до Ростова-на Дону из Москвы неблизкий. А мы с вами, можно сказать, с корабля на бал — то есть, с поезда сразу в Ростовский музей изобразительных искусств.
— Что вы, Андрей Борисович, я прекрасно себя чувствую! К тому же, мы ведь в Ростове только проездом. Так что ваша идея провести время до следующего поезда в музее — просто замечательная. Тем более, что здесь есть полотно, которое я очень хочу увидеть — картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Рожь».
— Маргарита Константиновна, поправьте меня, пожалуйста, если я что-то путаю, но, кажется, саврасовская «Рожь» экспонируется в Третьяковке?
— Вы не ошиблись, Андрей Борисович! В Третьяковской галерее, действительно, есть такая картина Саврасова.
— Тогда, вероятно, в Ростовском музее изобразительных искусств, находится один из этюдов к ней?
— Представьте себе — нет! Это самостоятельное произведение. Во многом оно с «Рожью» из Третьяковской галереи, конечно, перекликается, и написано в тот же период. Но и с художественной, и с эмоциональной точки зрения, это две совершенно разные картины. А вот, кстати, и полотно — взгляните на него, и сразу всё поймёте.
— Да-да, теперь я вижу! Вы правы, Маргарита Константиновна. Совсем другие краски, и настроение у картины иное. Хотя в общих чертах пейзаж очень похож.
— Если вы вспомните, на полотне из Третьяковской галереи изображено ржаное поле перед самым началом грозы. Там тучи ещё только сгущаются над просторами. А здесь, посмотрите — буря уже миновала. Колосья умыты дождём, небо очищается. Природа всё ещё встревожена стихией, но в ней уже угадывается успокоение.
— Верно! Саврасову удалось ухватить и выразительно подчеркнуть тонкую грань перехода от ненастья к покою. Тёмные облака отступают, сквозь них уже виднеется тихий закат. И какое удивительное, необычное сочетание красок и оттенков: тревожных — бронзовых, лиловых — с умиротворяющими —розовыми и лазурными. Так глубоко увидеть и выразить природу мог только большой мастер.
— Алексей Кондратьевич Саврасов говорил: «В России природа поёт». Он умел слышать эту песнь родных просторов. Художник смотрел на окружающий мир как на величайшее произведение искусства — Божье творение. И эта Божественная, духовная наполненность всего сущего очень хорошо видна на его пейзажах.
— Но ведь творческие люди часто вкладывают в свои произведения и глубоко личные чувства. Картина Саврасова «Рожь» настолько эмоциональна, что я рискну предположить: художник отразил в ней какие-то собственные душевные переживания.
— Вы правы, Андрей Борисович! Полотно «Рожь» Алексей Саврасов написал в 1881-м году, в последний период своего творчества. Он был очень непростым — в это время живописец остался практически в полном одиночестве, испытывал материальные трудности. Был болен и стремительно терял зрение. Но несмотря на это, продолжал писать и создавал настоящие шедевры — такие, например, как картина «Рожь», которая перед нами...
— ...и на которой сквозь самые чёрные тучи всё равно пробивается свет.
— Частичку этого света мы с вами сегодня увезём с собой!
Картину Алексея Саврасова «Рожь» можно увидеть в Ростовском музее изобразительных искусств
Все выпуски программы: Краски России