Готовила я тут свои картины к выставке, отбирала лучшие. Ставила на мольберты, приглядывалась, думала. И вышло так, что оказались передо мной две работы: обе хороши, обе точно войдут в экспозицию. Только одна писалась легко, прямо за один день состоялась, а вот другая... Другая с таким трудом рождалась! Ничего не ладилось в этом натюрморте: то нарисую рядом с банкой две головки чеснока, то замажу, потом — одну головку снова выведу, уже на первом плане. Тут показалось, что не в них дело, а в блюдце синем — переписала его зелёным. Но чеснок всё равно мешает! И всё по новой...
Писала я натюрморт, не поверите, — два месяца. Справилась-таки. Вся работа сложилось только тогда, когда и сил уже почти не было, лишь смирение да надежда оставались. А получилась, в результате, одна из лучших моих картин. К слову сказать, нет-таки в ней чеснока.
И вот стоят на мольберте две работы. Только одна на чистом вдохновении, на одном дыхании сделана, а другая — с мукой, с таким трудом далась...
А ведь эта, выстраданная, мне дороже. Про другую — не знаю, как и сделала, вроде горжусь, что так умело вышло, но не очень я ценю её. Решила, в результате, обе выставлять. Сама — задумалась...
Задумалась я, что мне в жизни всего дороже? Где мои главные сокровища?
Оказалось, что и в жизни то же самое случается. Легко обретённое — его и не вспомню. А всё самое сокровенно-любимое, драгоценное — моя вера, семья, дом, дело моё — ох каким трудом окружено! Сколько тут спотыкалась и ошибалась! Да сколько терпения, смирения сюда вложено.
А ведь смирение в жизни приходило ко мне уже только после бессилия и отчаяния, именно так, как с трудным натюрмортом.
Что же я всё с наскоку хочу? Упираюсь в сложности, ропщу, унываю, горюю... Вот потом, пройдя черноту, всё-таки смиряюсь в своём труде. И только тогда одолеваю. А потом это оказывается самым дорогим.
Но если к главным сокровищам ведёт именно такой путь — может, стоит его по-другому проложить? Может, надо мне, как раз, начинать со смирения, а не с наскока? Коли сразу пойти терпеливо, тогда и силы не утекут, и унынию места не останется.
Ничего, что столько лет я ошибалась. Я же и живу жизнь, чтобы научиться. Думаю, Бог от нас именно этого ждёт. А уж если всё натыкаюсь на одни и те же грабли — значит, пора усвоить урок.
Попробую-ка я идти смиренно. Выйдет путь лёгким — Слава Богу. Но коли окажется долгим и трудным, буду помнить: он ведёт к важному, потому непрост. Доверься Господу, да шагай.
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
8 декабря. Об исполнении пророчества

В 19-й главе Евангелия от Луки есть пророчество Христа об Иерусалиме: «Не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего».
Об исполнении этого пророчества — протоиерей Максим Горожанкин.
Пророчество Господа об Иерусалиме исполнилось в точности. Действительно, язычники, захватив город, не оставили в нём камня на камне. Всё было снесено, а Иерусалим был перепахан и пересеян солью.
И только в IV веке, когда мать императора Константина, равноапостольная Елена, совершит своё паломничество в Иерусалим, город будет расчищен, будет обретён Честной и Животворящий Крест, и церковная жизнь в Иерусалиме, который и название своё на тот момент утратил, будет восстановлена.
Вот так Господь показал, что для народа Божия может означать отступление от Бога. Иудеи, которые кричали: «Распни, распни Его», в итоге оказались без своего города, без своих святынь и вне своей Родины. Это мощнейший урок, сильнейший урок для каждого человека, читающего Евангелие. Нужно просить Бога о том, чтобы и нас за неверие, или маловерие, или жестокосердие, или нечувствие не постигла та же участь.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 декабря. Об увещевании ближних с любовью и чистым сердцем

В 5-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестёр, со всякою чистотою».
Об увещевании ближних с любовью и чистым сердцем — протоиерей Максим Первозванский.
Мы увещеваем кого-то, когда, с нашей точки зрения, человек поступает неправильно. В чём-то заблуждается, возможно, живёт не так, говорит не так, думает не так. И апостол Павел противопоставляет укорению увещевание. Он говорит: старца не укоряй, но увещевай.
Укорение — это всегда с позиции такой менторской, это всегда с позиции руководителя, это всегда сверху вниз. Если можно так сказать, с позиции фарисейской, в смысле, я такой хороший, я знаю, как правильно, а ты вот, значит, послушай теперь меня.
Конечно, апостол Павел говорит о том, что наша помощь нашим близким в ситуации, когда нам кажется (это ведь ещё не факт, что на самом деле так, но нам кажется), что человек заблуждается и как-то живёт не так или думает не так, чувствует не так — это всегда позиция либо равных, либо снизу вверх. И даже если вдруг мы относимся к младшим, например, младших как братьев (то есть, мы вроде бы можем как старшие братья, но всё равно братья — это равные), то есть либо это позиция равных, либо это позиция снизу вверх. Я не знаю, но вот, извини, я хочу тебе сказать, мне кажется, что это вот так-то, так-то и так-то. То есть ни в коем случае не учительская позиция, в которую мы встаём, а позиция сострадательная и обязательно с любовью. Апостол Павел ещё говорит про молодых сестёр: молодых как сестёр увещевай, — и обязательно добавляет — со всякой чистотой.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 декабря. О наследии церковных художников
Сегодня 8 декабря. Международный день художника.
О наследии церковных художников — протоиерей Владимир Быстрый.
В Международный день художника мы чествуем не только современных творцов, но и безвестных мастеров прошлого, чьи кисти возводили мост между душой и небом. Мы говорим о великом наследии церковного искусства.
В отличие от светского, где важно самовыражение, здесь художник-иконописец был проводником, а его творение — молитвой. Икона — это окно в горний мир, где через символ и цвет говорит сама вера. Вспомните «Троицу» Андрея Рублёва: это не портрет, а целое богословие в линиях и красках.
А фрески? Они были Библией для неумеющих читать. Взгляните на собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Фрески Дионисия — это не суровый суд, а светлая райская симфония. Его святые парят в золотом сиянии, а нежные лазурные и бирюзовые краски создают ощущение неземной радости. Это праздничное богословие, где всё творение ликует о спасении.
В наш стремительный цифровой век это искусство учит нас созерцательности. Оно напоминает, что мир глубже, чем кажется, что он полон скрытых смыслов, которые нам необходимо найти. И давайте в этот день вспомним этих удивительных художников-богословов. Их творчество — не реликт, а живой источник. Свидетельство того, что искусство может быть не просто украшением, а настоящей службой и дорогой к вечной красоте.
Все выпуски программы Актуальная тема











