
Готовила я тут свои картины к выставке, отбирала лучшие. Ставила на мольберты, приглядывалась, думала. И вышло так, что оказались передо мной две работы: обе хороши, обе точно войдут в экспозицию. Только одна писалась легко, прямо за один день состоялась, а вот другая... Другая с таким трудом рождалась! Ничего не ладилось в этом натюрморте: то нарисую рядом с банкой две головки чеснока, то замажу, потом — одну головку снова выведу, уже на первом плане. Тут показалось, что не в них дело, а в блюдце синем — переписала его зелёным. Но чеснок всё равно мешает! И всё по новой...
Писала я натюрморт, не поверите, — два месяца. Справилась-таки. Вся работа сложилось только тогда, когда и сил уже почти не было, лишь смирение да надежда оставались. А получилась, в результате, одна из лучших моих картин. К слову сказать, нет-таки в ней чеснока.
И вот стоят на мольберте две работы. Только одна на чистом вдохновении, на одном дыхании сделана, а другая — с мукой, с таким трудом далась...
А ведь эта, выстраданная, мне дороже. Про другую — не знаю, как и сделала, вроде горжусь, что так умело вышло, но не очень я ценю её. Решила, в результате, обе выставлять. Сама — задумалась...
Задумалась я, что мне в жизни всего дороже? Где мои главные сокровища?
Оказалось, что и в жизни то же самое случается. Легко обретённое — его и не вспомню. А всё самое сокровенно-любимое, драгоценное — моя вера, семья, дом, дело моё — ох каким трудом окружено! Сколько тут спотыкалась и ошибалась! Да сколько терпения, смирения сюда вложено.
А ведь смирение в жизни приходило ко мне уже только после бессилия и отчаяния, именно так, как с трудным натюрмортом.
Что же я всё с наскоку хочу? Упираюсь в сложности, ропщу, унываю, горюю... Вот потом, пройдя черноту, всё-таки смиряюсь в своём труде. И только тогда одолеваю. А потом это оказывается самым дорогим.
Но если к главным сокровищам ведёт именно такой путь — может, стоит его по-другому проложить? Может, надо мне, как раз, начинать со смирения, а не с наскока? Коли сразу пойти терпеливо, тогда и силы не утекут, и унынию места не останется.
Ничего, что столько лет я ошибалась. Я же и живу жизнь, чтобы научиться. Думаю, Бог от нас именно этого ждёт. А уж если всё натыкаюсь на одни и те же грабли — значит, пора усвоить урок.
Попробую-ка я идти смиренно. Выйдет путь лёгким — Слава Богу. Но коли окажется долгим и трудным, буду помнить: он ведёт к важному, потому непрост. Доверься Господу, да шагай.
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема