Среди изречений Иисуса Христа, которые дошли до нас помимо текстов евангелистов через другие источники, — так называемых «аграфов» — есть такой завет: «Будьте искусными менялами». Поначалу такой призыв — вполне меркантильный — может показаться очень странным. Где тут евангельская высота? Где презрение к материальным благам? Где всё покрывающая любовь? Кажется, что сплошная «заземлённость».
Но — не будем торопиться делать выводы. Христианство — очень «взрослая» религия, это вера не наивно-восторженных, и не дрожащих боязливых, а ответственных и свободных в своих решениях взрослых людей. А чем взрослый отличается от ребёнка? Мне кажется, прежде всего способностью брать на себя ответственность за свои решения.
Ребёнок — он может многое сделать по глупости, по увлечению, в обиде, в запале, из страха. То есть когда его «несёт» туда, куда в нормальном, адекватном состоянии он ни за что бы не пошёл. А взрослый — он «самостоятелен», он сам собой управляет и двигается туда, куда хочет — а не куда его влекут — хоть окружающие, хоть обстоятельства.
И если посмотреть внимательнее, нетрудно заметить, что настоящий «взрослый» постоянно оценивает происходящее как грамотный купец. То есть он прогнозирует будущее, сравнивает риски и возможную выгоду, делает наиболее перспективные вложения. Но вот вопрос: а что же есть та самая «валюта», которой и определяется «стоимость» того или иного вопроса?
Я бы предложил здесь несколько «валют». Первая — это, конечно же, любовь. Не тот узкий фрагмент под названием «эротика», а любовь как особое состояние человеческого сердца, главной заботой которого является благо за пределами себя самого. Причем без разницы, о чем или о ком идет речь. Любовь ли это к конкретному человеку в семье, или какому-то обществу людей, или к животному, или к делу, или даже к идее или предмету. Всё, что сделано с любовью — другое по своей сути. Даже если — криво, косо и коряво. Но — если с любовью, значит — уже будет «тёплым». Разве на заполнены наши дома порой до отказа промышленно-конвеерными вещами? И как быстро согревает душу кривенькая тарелочка, расписанная неумелой детской рукой — но так искренне и непосредственно?
Антипод этой валюты любви — халтура, или отчуждённость. Верность форме — и нежелание наполнить её содержанием. Многое можно сделать высокопрофессионально — но холодно и бездушно.
Вторая «валюта» — это внимание. То, куда мы его «вкладываем» — неизбежно приносит или «доходы», или «убытки». Вот я перед выбором: то ли книгу почитать, то ли социальную сеть полистать, то ли «потупить» перед телевизором. На любой из этих вариантов — есть, предположим, один час времени. Но как взрослый и ответственный христианин, из опыта я знаю: через полчаса чтения я уже захочу спать и отправлюсь отдыхать; если войду в интернет — затянет минимум на пару часов, если включу телевизор — дай Бог, чтобы к полуночи смог его выключить. Всё на поверхности. Выбор — за тобой. Но выбирая самое невыгодное вложение — не следует удивляться, почему на утро, совершенно не выспавшийся и разбитый, ты принимаешь спонтанное и глупое решение.
Так что, друзья, всё в наших руках. Быть «опытными менялами» — значит, понимать, что Бог на самом деле нам доверяет очень многое в нашей жизни. И Он верит в то, что мы — можем грамотно научиться распоряжаться самыми главными «валютами», которые есть на земле — любовью и вниманием.
«Журнал от 18.07.2025». Алексей Соколов, Алена Рыпова

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева и Анна Леонтьева, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и продюсер регионального вещания Радио ВЕРА Алёна Рыпова вынесли на обсуждение темы:
— День памяти святых Царственных страстотерпцев;
— Красота и сложность сотворенного мира как свидетельство существования Творца;
— Понетаевская икона Божией Матери «Знамение»;
— «Дни Достоевского» в Оптиной пустыни.
Ведущие: Кира Лаврентьева, Анна Леонтьева
Все выпуски программы Журнал
«Святой архипелаг»

«Святой архипелаг». Россия, режиссёр Сергея Дебижев
— Соловки до революции — вот так вот сложилось, что они смогли запечатлеть и в архитектуре, и в укладе, и в образе жизни, который здесь был, идеал человека.
— Соловки — это одно из таких мест, в которых люди имеют возможность понять, что есть вечность, и мы в каком-то соотношении с этой вечностью находимся.
Вечность в каждом кадре. Так в двух словах можно описать картину Сергея Дебижева «Святой архипелаг». Фрагмент из неё только что прозвучал. Режиссёру удалось невероятное: перенести на экран духовную атмосферу Соловецких островов — архипелага в Белом море, к юго-западу от Архангельска — молитвенную, светлую, наполненную любовью к Богу. Кино документальное, однако оно в самом полном смысле слова — картина, произведение искусства.
Лента вышла на экраны в 2022-м году, завоевала множество фестивальных наград, среди которых — серебряный Святой Георгий 44-го Московского кинофестиваля и приз Китайской академии документального кино в номинации «Лучшая операторская работа». Но главной наградой для всей съёмочной группы стал зрительский интерес к фильму. По словам Сергея Дебижева, многим сегодня, наконец, становится ясно, что материальная сторона жизни — отнюдь не главенствующая. Картина «Святой архипелаг» в каком-то смысле стала ответом на духовные запросы современного кинозрителя. Возможностью увидеть мир, выходящий за рамки нашей повседневной будничной гонки. Мир, где в каждом окружающем звуке и глотке воздуха ощущается его полнота и радость.
Практически каждый кадр документального фильма «Святой архипелаг» зрелищный и запоминающийся. Мы видим, как монахи Соловецкого монастыря пекут просфоры, кормят птиц прямо из рук, плавают на лодке по Белому морю, а вокруг них играет стая белух. И, конечно же, молятся. Над монастырём, над морем и островами не умолкает монашеская молитва.
И всё же режиссёр Сергей Дебижев утверждает: фильм не просто о Соловках, Соловецком монастыре и его монахах. Он — о смысле и течении жизни. О том, какой она становится, когда каждая её минута наполняется Богом. Именно об этом размышляет один из героев картины, руководитель плотницкой мастерской Соловецкого монастыря, в которой вырезают поклонные кресты, Георгий Кожокарь.
— Остановитесь вот перед любым камнем, перед любой травинкой, локоном леса, природы, воды — невозможно не услышать голос Божий: Аз Есмь. То есть, здесь. Вот, Я тут. Я тут — сейчас.
Смотришь на экран, а там в бескрайнем море вокруг Соловецкого монастыря отражается бездонное небо. И не видно границы между ними. И не знаешь, на небе ты, или на земле. Это ощущение усиливает музыка, которую написал для фильма «Святой Архипелаг» музыкант и композитор Вячеслав Бутусов. Впрочем, по словам режиссёра Сергея Дебижева, настроение фильма запечатлевалось по мере работы над ним, словно само по себе. А точнее — по воле Божьей. Как живут по воле Божьей уже шесть веков святые Соловки. И неугасимой лампадой светят миру.
Кирсанов (путешествие по городу)

Кирсанов — город в Центрально-Чернозёмном районе России, на востоке Тамбовской области. Его история началась в конце семнадцатого века со строительства железоделательного завода. Первым при производстве поселился крестьянин Хрисанф Зубахин, в народном произношении — Кирсан. Его имя и дало название селению. Железоделательный завод вскоре закрылся, а Кирсанов продолжал существовать — сначала как посёлок, а с 1779 года — как уездный город. Он успешно развивался за счёт удачного географического положения. Через Кирсанов проходили тракты, ведущие в Воронеж, Камышин и Пензу. В 1875 году здесь появилась станция железной дороги, соединявшей Тамбов и Саратов. Всё это способствовало торговле. Неудивительно, что значительную часть городского населения составляли купцы. В традициях этого сословия всегда были благотворительность и строительство храмов. К началу двадцатого века в Кирсанове действовали восемь церквей. До наших дней сохранилось две из них — бессребреников Космы и Дамиана и Тихвинской иконы Божией Матери. В этих храмах — память о прошлом и надежда на будущее Кирсанова.
Радио ВЕРА в Кирсанове можно слушать на частоте 102,2 FM