Среди изречений Иисуса Христа, которые дошли до нас помимо текстов евангелистов через другие источники, — так называемых «аграфов» — есть такой завет: «Будьте искусными менялами». Поначалу такой призыв — вполне меркантильный — может показаться очень странным. Где тут евангельская высота? Где презрение к материальным благам? Где всё покрывающая любовь? Кажется, что сплошная «заземлённость».
Но — не будем торопиться делать выводы. Христианство — очень «взрослая» религия, это вера не наивно-восторженных, и не дрожащих боязливых, а ответственных и свободных в своих решениях взрослых людей. А чем взрослый отличается от ребёнка? Мне кажется, прежде всего способностью брать на себя ответственность за свои решения.
Ребёнок — он может многое сделать по глупости, по увлечению, в обиде, в запале, из страха. То есть когда его «несёт» туда, куда в нормальном, адекватном состоянии он ни за что бы не пошёл. А взрослый — он «самостоятелен», он сам собой управляет и двигается туда, куда хочет — а не куда его влекут — хоть окружающие, хоть обстоятельства.
И если посмотреть внимательнее, нетрудно заметить, что настоящий «взрослый» постоянно оценивает происходящее как грамотный купец. То есть он прогнозирует будущее, сравнивает риски и возможную выгоду, делает наиболее перспективные вложения. Но вот вопрос: а что же есть та самая «валюта», которой и определяется «стоимость» того или иного вопроса?
Я бы предложил здесь несколько «валют». Первая — это, конечно же, любовь. Не тот узкий фрагмент под названием «эротика», а любовь как особое состояние человеческого сердца, главной заботой которого является благо за пределами себя самого. Причем без разницы, о чем или о ком идет речь. Любовь ли это к конкретному человеку в семье, или какому-то обществу людей, или к животному, или к делу, или даже к идее или предмету. Всё, что сделано с любовью — другое по своей сути. Даже если — криво, косо и коряво. Но — если с любовью, значит — уже будет «тёплым». Разве на заполнены наши дома порой до отказа промышленно-конвеерными вещами? И как быстро согревает душу кривенькая тарелочка, расписанная неумелой детской рукой — но так искренне и непосредственно?
Антипод этой валюты любви — халтура, или отчуждённость. Верность форме — и нежелание наполнить её содержанием. Многое можно сделать высокопрофессионально — но холодно и бездушно.
Вторая «валюта» — это внимание. То, куда мы его «вкладываем» — неизбежно приносит или «доходы», или «убытки». Вот я перед выбором: то ли книгу почитать, то ли социальную сеть полистать, то ли «потупить» перед телевизором. На любой из этих вариантов — есть, предположим, один час времени. Но как взрослый и ответственный христианин, из опыта я знаю: через полчаса чтения я уже захочу спать и отправлюсь отдыхать; если войду в интернет — затянет минимум на пару часов, если включу телевизор — дай Бог, чтобы к полуночи смог его выключить. Всё на поверхности. Выбор — за тобой. Но выбирая самое невыгодное вложение — не следует удивляться, почему на утро, совершенно не выспавшийся и разбитый, ты принимаешь спонтанное и глупое решение.
Так что, друзья, всё в наших руках. Быть «опытными менялами» — значит, понимать, что Бог на самом деле нам доверяет очень многое в нашей жизни. И Он верит в то, что мы — можем грамотно научиться распоряжаться самыми главными «валютами», которые есть на земле — любовью и вниманием.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер