Хан Узбек в 1329 году прислал приказ, чтобы все русские князья непременно бы отыскали и привели в Орду князя Александра Тверского. Дело становилось опасным. Все князья, и во главе их митрополит Феогност, послали сказать Александру: «Иди в Орду, не погуби христиан от поганых. Лучше тебе одному за всех пострадать и тем сохранить Землю от беды». Александр хотел идти, но Псковичи не пустили его, говоря: «Не езди, господин, в Орду; что бы с тобой ни случилось, умрем, господин, с тобою на одном месте». Это было весьма благородно со стороны Псковичей, но могло иметь весьма пагубные последствия для всей Земли, особенно имея в виду, что Татарам пришлось бы пройти через всю Русскую Землю прежде чем добраться до Пскова.
Ввиду этого Иоанн Даниилович, старейший вождь всего ополчения, двинул войска из Новгорода на Псков, но они шли так медленно, что в три недели сделали 110 верст. Ясно было, что войны не предполагалось; для того же, чтобы смирить Псковичей без кровопролития, митрополит Феогност объявил, что если они не отпустят Александра, то он отлучит их от церкви и запрет все храмы; — это подействовало; Александр, не желая подвергать такой казни Псков, побежал к Немцам, а потом в Литву, а хану, донесли, что он ушел к Немцам, и Узбек этим удовольствовался. Через полтора года, когда гроза утихла, Александр вернулся во Псков, где все время оставалась его семья, и стал снова в нем княжить.
Но, сидя спокойно в Пскове, Александр все-таки хорошо понимал, что, убежав из своей отчины Твери, он тем самым лишает и своих детей прав на владение отцовским наследством, и решил искать примирения с ханом, для чего послал в Орду своего старшего сына, конечно, не с пустыми руками.
Хан потребовал его самого. И вот, в 1337 году, прокняжив 10 лет во Пскове на свободе, князь Александр, простившись с семьей и боярами и напутствуемый духовенством, пошел в Татарскую неволю. «Господин царь вольный!» — сказал он Узбеку, — «много я виновен перед тобою, но пришел к тебе; ищу твоей милости… Смерть или жизнь приму от тебя, как тебе Бог известит, я на все готов. Вот голова моя перед тобою!» Смиренная мудрость князя победила ханский гнев. «Избавился от смерти князь Александр», — молвил Узбек и пожаловал его Тверским княжением.
После 10 лет в самой Твери произошла уже перемена к бывшему князю; как только туда приехал Александр и перевез из Пскова свою княгиню и детей, многие бояре, пользуясь своим правом свободного отъезда, поспешили уехать от него в Москву.
Затем летописец говорит, что Александр не утвердил договор с Московским великим князем и, не взяв с ним мира, послал зачем-то в Орду своего старшего сына Фёдора.
Предупреждая опасность, Иоанн Калита тоже пошел в Орду с двумя сыновьями — Сименом и Иоанном. Он возвратился с великим пожалованием, но по его думе хан потребовал к себе в Орду всех Русских князей. Иоанн Даниилович, впрочем, сам не поехал, но послал туда всех трех своих сыновей — Симеона, Иоанна и Андрея.
Весь собор Русских князей должен был решить в Орде, кто заводчик новой крамолы, и кто желает добра Русской Земле. Десять лет, в течение отсутствия Александра, Тверское княжество пребывало в тишине и все в нем были довольны своей участью, подчиняясь Московскому великому князю только в общеземском отношении. Ясное дело, что Александр шел дальше и, получив в последний свой приезд в Орду точку опоры у жены Узбека, искал владычества над Москвой и всей Землею, что вызвало общее возбуждение, для окончания которого хан и созвал в Орде собор всех князей.
Конечно, по этому поводу на княжеском соборе было высказано против Александра много неудовольствий; и вот, разгневанный этими суждениями, Узбек повелел коварно вызвать его, тихо, кротко, с обещанием, что зовет к великому «жалованию». Александр колебался, но решился идти. «Если пойду, приму смерть», — рассуждал он, — «если же не пойду, то придет рать и много христиан будет пленено и убито, и всему тому буду я виноват. Лучше одному за всех погибнуть».
Когда, после печальных проводов из Твери, он прибыл в Орду, то сын его Фёдор объявил, что дела его идут плохо. Скоро Узбек решил участь князя, определил смерть и назначил день казни, на 29 октября 1339 года. В этот день Александр встал рано, помолился и, видя, что время проходит, послал к ханше за вестями, а сам сел на коня и поехал к знакомым, разузнавать о своей участи, но отовсюду был один ответ, что казнь назначена на сегодня. Тогда Александр, вернувшись к себе, стал прощаться с сыном и боярами, сделал распоряжения насчет княжества своего, исповедался и причастился; то же сделали Фёдор и бояре. Ждали после этого недолго: вошли отроки с плачем и объявили о приближении убийц. Мужественный Александр сам вышел им навстречу и был рознят по суставам, вместе с сыном Фёдором.
Русская Земля встретила останки новых мучников с глубоким религиозным чувством общего к ним почтения; они были преданы земле в Тверской соборной церкви. Так закончилась борьба Москвы с Тверью. После нее, ни Тверские князья, ни Рязанские, также бывшие в это время довольно сильными, не могли уже тягаться с Москвою.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер