В конце девятнадцатого века город Курск славился тремя вещами: во-первых, Курской Коренной пустынью. Во-вторых – знаменитыми курскими соловьями. А еще в Курске продавался отличный шоколад, который гости города обязательно покупали в качестве сувениров родным и друзьям. Забавные и очень вкусные фигурки зайцев и медведей делали на шоколадной фабрике Георгия НовосИльцева – успешного предпринимателя и человека, о котором в Курске всегда говорили с исключительным уважением и почтением.
В юности Георгий Александрович служил приказчиком у своего дальнего родственника, владевшего небольшим винокуренным производством. Сам хозяин плохо разбирался в бизнесе, и с радостью переложил все заботы на плечи молодого приказчика. А Георгий за несколько месяцев сумел превратить убыточное, находящееся буквально на грани банкротства предприятие, в преуспевающее и приносящее хорошую прибыль.
Открыв через несколько лет работы собственное дело, Георгий НовосИльцев повёл его столь же успешно, и вскоре стал владельцем нескольких фабрик, в том числе и шоколадной, продукция которой пользовалась большим успехом не только в Курске, но и далеко за его пределами.
И жить бы Георгию Александровичу, в прямом и переносном смысле, «в шоколаде». Однако трезво мыслящий и рассудительный предприниматель «сладкой жизни» не искал, и не спешил сорить деньгами направо и налево. Вместо этого он приобрел имение в местечке под названием Лебяжье. Ничего особенного – небольшой покосившийся особнячок, запущенный сад, истощенные поля и нищие, едва не помирающие с голоду крестьяне…
Но не прошло и года, как в Лебяжьем началась совсем другая жизнь. Георгий Александрович вложил деньги в строительство новых, современных теплиц и мастерских, культивирование садов и полей, организовал конезавод. В первую очередь он позаботился о крестьянах. Теперь у них появились хорошо оплачиваемые рабочие места; кроме того, используя новейшие аграрные технологии, они снимали с собственных земельных наделов по три-четыре урожая в год, и очень скоро из нищенствующих превратились в зажиточных. Позаботился Георгий Александрович и об образовании крестьян: открыл в селе бесплатную школу.
Активную деятельность развернул Новосильцев и за пределами своего имения. В Курске он построил и содержал на собственные средства несколько сиротских приютов, открыл бесплатное торговое училище и больницу для крестьян и бедняков. Вместе с супругой он инициировал открытие в Курске историко-археологического музея, для которого приобрел множество дорогостоящих и редких экспонатов.
Помогая ближним, Георгий Александрович всегда помнил, что эта помощь - его долг не только как человека, обладающего богатством, но и как православного христианина, исполняющего одну из главных евангельских заповедей. Искренне верующий в Бога, НовосИльцев всю жизнь помогал своими щедрыми пожертвованиями Сергиево-Казанскому собору.
Именно на этот факт особенно упирали курские большевики, когда в канун нового, тысяча девятьсот восемнадцатого года решали вопрос об аресте и последующем расстреле Георгия Новосильцева. Подслушивавший возле окна дворник поспешил предупредить Георгия Александровича, и НовосИльцев с супругой успели скрыться – пешком, с одним только маленьким узелком, в новогоднюю ночь они ушли в неизвестность. Потом выяснилось, что НовосИльцевы без гроша в кармане сумели выбраться из пылающей огнём «красного террора» страны. Страны, откуда всего несколько лет назад Георгий Александрович решительно отказался вывезти «от греха подальше» свои капиталы. На заманчивые предложения заграничных банкиров он ответил тогда: «Мои деньги должны работать и приносить пользу в моей стране. Ведь Россия у нас одна».
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.