В конце девятнадцатого века город Курск славился тремя вещами: во-первых, Курской Коренной пустынью. Во-вторых – знаменитыми курскими соловьями. А еще в Курске продавался отличный шоколад, который гости города обязательно покупали в качестве сувениров родным и друзьям. Забавные и очень вкусные фигурки зайцев и медведей делали на шоколадной фабрике Георгия НовосИльцева – успешного предпринимателя и человека, о котором в Курске всегда говорили с исключительным уважением и почтением.
В юности Георгий Александрович служил приказчиком у своего дальнего родственника, владевшего небольшим винокуренным производством. Сам хозяин плохо разбирался в бизнесе, и с радостью переложил все заботы на плечи молодого приказчика. А Георгий за несколько месяцев сумел превратить убыточное, находящееся буквально на грани банкротства предприятие, в преуспевающее и приносящее хорошую прибыль.
Открыв через несколько лет работы собственное дело, Георгий НовосИльцев повёл его столь же успешно, и вскоре стал владельцем нескольких фабрик, в том числе и шоколадной, продукция которой пользовалась большим успехом не только в Курске, но и далеко за его пределами.
И жить бы Георгию Александровичу, в прямом и переносном смысле, «в шоколаде». Однако трезво мыслящий и рассудительный предприниматель «сладкой жизни» не искал, и не спешил сорить деньгами направо и налево. Вместо этого он приобрел имение в местечке под названием Лебяжье. Ничего особенного – небольшой покосившийся особнячок, запущенный сад, истощенные поля и нищие, едва не помирающие с голоду крестьяне…
Но не прошло и года, как в Лебяжьем началась совсем другая жизнь. Георгий Александрович вложил деньги в строительство новых, современных теплиц и мастерских, культивирование садов и полей, организовал конезавод. В первую очередь он позаботился о крестьянах. Теперь у них появились хорошо оплачиваемые рабочие места; кроме того, используя новейшие аграрные технологии, они снимали с собственных земельных наделов по три-четыре урожая в год, и очень скоро из нищенствующих превратились в зажиточных. Позаботился Георгий Александрович и об образовании крестьян: открыл в селе бесплатную школу.
Активную деятельность развернул Новосильцев и за пределами своего имения. В Курске он построил и содержал на собственные средства несколько сиротских приютов, открыл бесплатное торговое училище и больницу для крестьян и бедняков. Вместе с супругой он инициировал открытие в Курске историко-археологического музея, для которого приобрел множество дорогостоящих и редких экспонатов.
Помогая ближним, Георгий Александрович всегда помнил, что эта помощь - его долг не только как человека, обладающего богатством, но и как православного христианина, исполняющего одну из главных евангельских заповедей. Искренне верующий в Бога, НовосИльцев всю жизнь помогал своими щедрыми пожертвованиями Сергиево-Казанскому собору.
Именно на этот факт особенно упирали курские большевики, когда в канун нового, тысяча девятьсот восемнадцатого года решали вопрос об аресте и последующем расстреле Георгия Новосильцева. Подслушивавший возле окна дворник поспешил предупредить Георгия Александровича, и НовосИльцев с супругой успели скрыться – пешком, с одним только маленьким узелком, в новогоднюю ночь они ушли в неизвестность. Потом выяснилось, что НовосИльцевы без гроша в кармане сумели выбраться из пылающей огнём «красного террора» страны. Страны, откуда всего несколько лет назад Георгий Александрович решительно отказался вывезти «от греха подальше» свои капиталы. На заманчивые предложения заграничных банкиров он ответил тогда: «Мои деньги должны работать и приносить пользу в моей стране. Ведь Россия у нас одна».
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Астрахань. Храм Казанской иконы Божией Матери
В 1769 году на безлюдной северной окраине Астрахани построили церковь в честь Казанской иконы Богородицы. Храм дал название Казанской слободе, которая образовалась вокруг него. В 1858 году в этом районе случился страшный пожар. От храма остался лишь обугленный остов. Прихожане восстановили здание, но оно уже не имело прежнего великолепия. И в 1907 году в Казанской слободе появился новый храм с прежним посвящением. Его называли «жемчужиной Поволжья». У богомольцев вызывали восхищение искусные стенные росписи, фаянсовый иконостас, хрустальные люстры-паникадила. Всё это было утрачено после революции 1917 года. Безбожники устроили в здании склад. В Казанской церкви много лет царило запустение. Лишь в 1991 году здесь вновь стали совершаться богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, расписан и украшен. «Жемчужина Поволжья», как встарь, радует жителей и гостей Астрахани своим убранством.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM