
Странное ко мне пришло ощущение, друзья, пока я готовил нынешнюю «Закладку».
Вот и сейчас — это чувство со мною. Попробую пояснить. Сегодняшний выпуск — благодарный читательский поклон одному из лучших русских писателей-прозаиков второй половины прошлого века. Поверьте и мне, и — многим его собратьям по цеху, в том числе именитым. Вот только имя писателя совсем не на слуху. И вряд ли там будет.
А с другой стороны — что же тут удивительного? Ведь настоящее, подлинное — оно всегда в глубине, разве нет? Да и мне самому это имя открылось лишь в поздние годы, верный друг дал книгу его рассказов. Теперь у меня их несколько этих книг.
Для начала процитирую отрывок из интервью священника и писателя Ярослава Шипова — прозаику и журналисту Дмитрию Шеварову. Беседа напечатана в августовском номере журнала «Дружба народов» за 2018-й год. Читаю.
«Дмитрий Шеваров: А кого бы вы назвали своим учителем?Священник Ярослав Шипов: Юрия Казакова. Была, кажется, зима 1963 года. ...Я прочитал рассказ „Вон бежит собака“, и всё определилось. Я до этого столько всякой литературы прочитал, но ничего подобного не читал... Пожалуй, лишь Георгий Семёнов временами приближался к казаковскому уровню. Но за ними никого не пришло. Это всё совершенно исчезло». Конец цитаты.
О Юрии Казакове, тоже недооткрытом ещё писателе мы с вами говорим в наших закладках.
Я сейчас — о Георгии Семёнове, о том самом, который «временами приближался».Об авторе охотничьего романа «Вольная натаска», повестей «Сладок твой мёд» и «Уличные фонари», о создателе десятков рассказов: прозрачных, музыкальных, тревожных и филигранных.
В 2013 году вышла, усилиями жены писателя, Елены Владимировны, — книга Семёнова «Прохладные тени». Семьсот с лишним страниц, с подзаголовком: «Неопубликованные рассказы, записи разных лет о времени, о друзьях и о себе».
Георгий Витальевич Семёнов умер в тревожном для страны 1992-м году.
Отпевали его 6 мая, в день святого великомученика Георгия Победоносца, в храме Святой Троицы, что над Москвой-рекою. Жена вспоминает в предисловии книги, что в тот день опустились на смотровую площадку над рекой кряковый селезень и уточка и вперевалочку, прямиком, зашагали к церковной ограде. «...Может, хотели проводить его душу в небеса?» — пишет Елена Семёнова в предисловии к сборнику своего мужа — писателя, живописца и охотника. Может и так.
Кстати, этот большой том неизвестного Георгия Семёнова — первая книга за двадцать лет. Долго его не переиздавали. А публиковавшееся — доступно. В сети есть вся главная проза.
Есть и хороший фильм о нём — «Знак вечности». Всё — есть.
...Попрощаюсь записью из его дневника, из раздела книги, который замечательно именован по названию ненаписанного рассказа: «Убегающий от печали».
Итак, с вами был Павел Крючков. А исповедальную дневниковую запись писателя Георгия Семёнова, которая, видит Бог, шире и глубже темы охоты — нам прочитает заслуженный артист России Карэн Бадалов.
«Что же я сказать-то людям хочу? Неужели ещё ничего не сказал? Или это гордыня мучает меня, хватает за душу, рвет жилы, ломает кости? Мне бы отрешиться от всей этой напасти. Прости и помилуй меня, Отец Небесный!
Хотя и много грешил на прекрасной Твоей земле, но каюсь и падаю ниц, старый, недостойный Твоего внимания и благорасположения. Каюсь за того дикого гуся, который, раненный мной, отстал от стаи и упал вдали в болотистых лесных урёмах, каюсь за глухаря, который пел на заре свою песню и который, будучи раненным, убежал, чтобы погибнуть в зубах волков или медведей, которых было там, в Вятской области, множество... Много согрешил во мне охотник! Никаких покаяний не хватит. Прости! Говорю как есть, не богохульствую, не лгу. Ты сам позвал меня познать красоту Твоего мира и рассказать о нем Твоим созданиям, людям. Этим и занимался, исполняя Твою волю...»
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер