Странное ко мне пришло ощущение, друзья, пока я готовил нынешнюю «Закладку».
Вот и сейчас — это чувство со мною. Попробую пояснить. Сегодняшний выпуск — благодарный читательский поклон одному из лучших русских писателей-прозаиков второй половины прошлого века. Поверьте и мне, и — многим его собратьям по цеху, в том числе именитым. Вот только имя писателя совсем не на слуху. И вряд ли там будет.
А с другой стороны — что же тут удивительного? Ведь настоящее, подлинное — оно всегда в глубине, разве нет? Да и мне самому это имя открылось лишь в поздние годы, верный друг дал книгу его рассказов. Теперь у меня их несколько этих книг.
Для начала процитирую отрывок из интервью священника и писателя Ярослава Шипова — прозаику и журналисту Дмитрию Шеварову. Беседа напечатана в августовском номере журнала «Дружба народов» за 2018-й год. Читаю.
«Дмитрий Шеваров: А кого бы вы назвали своим учителем?Священник Ярослав Шипов: Юрия Казакова. Была, кажется, зима 1963 года. ...Я прочитал рассказ „Вон бежит собака“, и всё определилось. Я до этого столько всякой литературы прочитал, но ничего подобного не читал... Пожалуй, лишь Георгий Семёнов временами приближался к казаковскому уровню. Но за ними никого не пришло. Это всё совершенно исчезло». Конец цитаты.
О Юрии Казакове, тоже недооткрытом ещё писателе мы с вами говорим в наших закладках.
Я сейчас — о Георгии Семёнове, о том самом, который «временами приближался».Об авторе охотничьего романа «Вольная натаска», повестей «Сладок твой мёд» и «Уличные фонари», о создателе десятков рассказов: прозрачных, музыкальных, тревожных и филигранных.
В 2013 году вышла, усилиями жены писателя, Елены Владимировны, — книга Семёнова «Прохладные тени». Семьсот с лишним страниц, с подзаголовком: «Неопубликованные рассказы, записи разных лет о времени, о друзьях и о себе».
Георгий Витальевич Семёнов умер в тревожном для страны 1992-м году.
Отпевали его 6 мая, в день святого великомученика Георгия Победоносца, в храме Святой Троицы, что над Москвой-рекою. Жена вспоминает в предисловии книги, что в тот день опустились на смотровую площадку над рекой кряковый селезень и уточка и вперевалочку, прямиком, зашагали к церковной ограде. «...Может, хотели проводить его душу в небеса?» — пишет Елена Семёнова в предисловии к сборнику своего мужа — писателя, живописца и охотника. Может и так.
Кстати, этот большой том неизвестного Георгия Семёнова — первая книга за двадцать лет. Долго его не переиздавали. А публиковавшееся — доступно. В сети есть вся главная проза.
Есть и хороший фильм о нём — «Знак вечности». Всё — есть.
...Попрощаюсь записью из его дневника, из раздела книги, который замечательно именован по названию ненаписанного рассказа: «Убегающий от печали».
Итак, с вами был Павел Крючков. А исповедальную дневниковую запись писателя Георгия Семёнова, которая, видит Бог, шире и глубже темы охоты — нам прочитает заслуженный артист России Карэн Бадалов.
«Что же я сказать-то людям хочу? Неужели ещё ничего не сказал? Или это гордыня мучает меня, хватает за душу, рвет жилы, ломает кости? Мне бы отрешиться от всей этой напасти. Прости и помилуй меня, Отец Небесный!
Хотя и много грешил на прекрасной Твоей земле, но каюсь и падаю ниц, старый, недостойный Твоего внимания и благорасположения. Каюсь за того дикого гуся, который, раненный мной, отстал от стаи и упал вдали в болотистых лесных урёмах, каюсь за глухаря, который пел на заре свою песню и который, будучи раненным, убежал, чтобы погибнуть в зубах волков или медведей, которых было там, в Вятской области, множество... Много согрешил во мне охотник! Никаких покаяний не хватит. Прости! Говорю как есть, не богохульствую, не лгу. Ты сам позвал меня познать красоту Твоего мира и рассказать о нем Твоим созданиям, людям. Этим и занимался, исполняя Твою волю...»
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди