Было время, когда российская парфюмерия занимала на мировом рынке видное место. А «парфюмером номер один» тогда называли Генриха Брокара. Удивительно, но, если бы не счастливый сорокалетний брак, едва ли Брокару удалось бы поднять на такую высоту свой благоухающий бизнес.
Шарлотта Равэ – супруга Брокара - бельгийка по происхождению, родилась в Москве. Барышня любила учиться: владела тремя языками, музицировала, рисовала. Когда в её доме появился Брокар, девушку поразило, насколько хорошо он образован. Но и мадмуазель Равэ поразила Генриха. Она изумительно читала стихи, а её рисунки привели Брокара в восторг.
Генрих – начинающий парфюмер из Парижа, приехал покорять Москву. Но покорять в первую очередь пришлось Шарлотту. Влюблённый Брокар наполнил дом Равэ ароматом сирени… в январе. Шарлотта не могла понять, «откуда среди зимы такое чудо»? А чудо плескалось в «гранёном хрустале», который Генрих, смущаясь, преподнёс девушке. Духи собственного производства! Теперь пришел черёд смутиться Шарлотте. Подарок был похож на признание, но она любила другого: певца-тенора. Певца или его голос? - задался вопросом Брокар и решил это проверить. В день домашнего концерта, Генрих поставил на рояль букет восковых фиалок, которые пахли как настоящие. Француз знал: запах фиалок плохо влияет на голосовые связки. Он собрался и ушел. Брокару было стыдно за коварное устранение соперника, зато Шарлотта о певце больше не вспоминала.
В 1862 году Генрих попросил у отца Шарлотты её руки. Увы, жалованье технолога Брокара составляло всего 120 рублей. По этой причине жениху отказали. Но чего не сделаешь ради любви? Генрих уехал в Париж и продал технологию изготовления концентрированных духов. 25 тысяч франков спасли влюблённых. Шарлотта вышла замуж за Генриха, супруги сняли помещение, и Брокар начал варить мыло, которое… никто не покупал. Простые люди мыла не употребляли, а богачи привыкли к французскому.
Шарлотта делила с мужем все трудности этого периода. Пока Генрих переживал, думала, чем помочь супругу и посоветовала ему варить детское мыло в форме зверушек и с изображением букв алфавита, а для женщин делать мыло в форме овощей. И чтобы цена такому мылу была копейка, а не рубль. Генрих понял: в лице жены он обрёл удивительного помощника. Товар шёл нарасхват, и Брокар стал первым мыловаром страны. А потом занялся косметикой. Супруга и тут подсказала, как обойти конкурентов. Придумала запаковывать пудру в яркие коробочки и заливать помаду в красивые футляры.
Росли доходы, росла и семья Брокар. Пока Генрих трудился на фабриках, Шарлотта родила троих детей. Генрих мечтал сделать свой дом маленькой Францией, и Шарлотта готовила французские блюда, покупала книги на французском языке. Генрих не мог отлучаться из цехов - Шарлотта сама открывала парфюмерные магазины и была счастлива тем, что муж даёт ей возможность развивать свои таланты и делится всеми секретами. Она знала: супруг мечтает найти особенный аромат - аромат радости. И вот, наконец, в продажу поступил одеколон «Цветочный». Брокары получили за него Большую золотую медаль на Всероссийской промышленно-художественной выставке.
Когда дело подошло к серебряной свадьбе, Генрих преподнёс жене подарок - духи с ароматом сирени. Хотел назвать их «Душистая Шарлотта», но супруга предложила другое название: «Персидская сирень». Духи получили Гран-при на выставке в Париже. Однако Генрих насладиться триумфом не успел – он скоропостижно скончался. Шарлотта взяла дело мужа в свои руки. При её руководстве на фабрике Брокар в 1913 году были созданы духи «Любимый букет императрицы». Потом их полюбили и миллионы советских женщин. Правда, называться они стали «Красная Москва». Но об этом мадам Брокар уже не узнала. Она ушла из жизни незадолго до Октябрьского переворота. А семейная история Генриха и Шарлотты так потрясла скульптора Анну Мухину, что она изваяла бюсты супругов. Они по сей день напоминают посетителям Третьяковской галереи о любви этой удивительной пары.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер