Однажды мне довелось побывать на Афоне. Афон — это монашеское государство, расположенное на севере Греции. Единственное в мире. Пять дней я провёл там, словно в другом измерении.
До поездки на Афон я немного волновался по поводу бытовых вопросов. Ехал без группы, без гида, не знал в деталях, как организованы размещение и питание паломников. Но первая же обитель, в которой я побывал, — монастырь Святого апостола Павла — развеяла все тревоги.
Произошло это вовсе не из-за того, что на Афоне люди живут, как ангелы, и им чужды все заботы о земном. Наоборот, я был поражен отлаженностью хозяйственной системы афонских монастырей, детальной продуманностью условий для проживания паломников. Во время путешествия мне неоднократно приходило на ум слово «комфорт». Только комфорт на Афоне другой.
Афонский «комфорт» начинается с того, что каждому паломнику выделяют место в специальной гостинице. Каждая комната (по-монастырски, «келия») в гостинице рассчитана на 1–3 человек. В большинстве виденных мною афонских гостиниц проведён «евроремонт». Паломникам предоставляется около часа отдыха. Блаженное состояние покоя в «цивилизованных условиях» келии прерывают ритмичные удары по дереву. Это дежурный монах отбивает по деревянному билу призыв на вечернюю службу. После богослужения паломники вместе с монахами принимают пищу. Определить временную принадлежность подобного приёма пищи достаточно трудно. И решать, что это было — обед или ужин, приходится по собственным ощущениям.
Вообще об особенностях питания на Афоне стоит упомянуть отдельно. Во-первых, в монашеской республике установлено не два, а три постных дня — понедельник, среда, пятница. Во-вторых, в постные дни полагается всего лишь один приём пищи — тот самый «то ли обед, то ли ужин». Паломники и заболевшие монахи могут утром постного дня попить чай с сухарями. Постная пища афонского жителя состоит из большой тарелки супа, хлеба, воды и фруктов. Скоромная пища вкушается два раза в день, и она несколько разнообразнее, чем постная — на столах появляются сыр, рыба, вино.
Удивительно, но я ни разу не испытал чувство голода. Даже яблоки и сладости, подаренные мне монахами «на случай голода», я привёз в Москву. Чудо насыщения происходит из-за особой духовной атмосферы Афона. Именно духовная жизнь невидимо организует всё жизненное пространство человека, не даёт комфорту стать самостоятельной ценностью или тем более целью жизни, но и не подавляет комфорт полностью. На территории монашеской республики я почувствовал, что значит «золотая середина», «мера вещей», что значит найти баланс между земным и небесным, и назвал это состояние так: «гармония Афона».
Самое сильное переживание «гармонии Афона» я ощутил в монастырях Карака́лу и Ивиро́н. Приветливое, добродушное и уважительное отношение монахов к паломникам, простота церковнослужителей, красота храмов и окружающей природы, отсутствие суеты вызывают совершенно новые переживания.
Стало понятным, почему несколько часов сна перед ночной службой не кажутся «недосыпом», а участие в длинных службах не воспринимается как подвиг. Мне открылось то, что можно назвать качеством жизни.
23 марта. О своём общении с схиархимандритом Илием (Ноздриным)

15 марта на 94-м году жизни отошёл ко Господу схиархимандрит Илий (Ноздрин), духовник Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и духовник Свято-Введенской Оптиной пустыни.
О своём общении с ним рассказывает автор и продюсер программы «Актуальная тема» Людмила Лис.
Отец Илий для всех нас является примером подлинной христианской любви. Было огромным счастьем и утешением молиться в храме святого благоверного князя Игоря Черниговского, когда батюшка находился в алтаре. В те моменты, когда на богослужении открывались царские врата, можно было видеть его молящегося на коленях в алтаре перед престолом или стоящего у жертвенника и вынимающего частицы из просфор. Иногда, по завершении литургии, из алтаря выходил его келейник и просил прихожан молиться вместе с отцом Илием о каком-то конкретном человеке, читая Акафист Божьей Матери. Мы все молились, точно зная, что если и с кем-то из нас случится беда, то отец Илий также будет молиться о нас и попросит пришедших на службу людей о соборной молитве. Большую духовную пользу принесло мне его духовное наставление о молитве. Он сказал мне, когда я пожаловалась ему в отчаянном положении на то, что долгое время не могу докричаться до Бога, хотя моя просьба Господу очень важна, что кричать Богу ничего не нужно. Отец Илий сказал, что Богу нужно тихо говорить и молиться ему нужно тихо, потому что Бог к нам ближе, чем воздух, ближе, чем дыхание, что Бог есть любовь, и по нашей тихой просьбе Он даст нам все необходимое для жизни, и что никогда нельзя забывать благодарить Бога за все. После этого нашего разговора моя многолетняя просьба к Богу была выполнена тихой молитвой батюшки Илия. Огромная благодарность ему за его особую любовь к нашей творческой братии. Сколько раз мы, литераторы и журналисты, приезжали к нему за благословением, и он всегда был очень отзывчивым и заботливым. Достаточно было передать записку с просьбой о молитве через келейника, чтобы не отрывать его от многочисленных страждущих и болящих людей, и он всегда находил время помолиться о нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 марта. О ложном стыде

В 8-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придёт в славе Отца Своего со святыми Ангелами».
О ложном стыде — священник Алексей Дудин.
Что значит стыдиться Бога? Ну, наверное, прежде всего, к этому греху нас подвигает наше малодушие и человекоугодие. Малодушие, потому что мы мало верим Богу, мало доверяем Ему, мало стараемся Ему угодить, мало стараемся быть Его соработниками. И наоборот, свое спасение, свое счастье в этой жизни видим в том, чтобы нас поддержали другие люди, не Бог, а другие люди. И поэтому стараемся, прежде всего, угодить им. Иногда лукавим, иногда говорим какую-то неправду. Стараясь им угодить, мы нарушаем заповеди Божии. И в этом отношении, если человек стремится больше угодить другому человеку, а не Богу, он теряет эту связь с Богом и он малодушествует. Он стыдится Бога, он стыдится исполнения Его заповедей в угоду другим людям. И это очень тяжелый грех, потому что он отрывает нас от Бога и лишает возможности нам получить помощь Божию и поддержку. И Господь, который дает эту поддержку и дает эту любовь, никогда не сможет ее дать, если человек сам не просит и не стремится к ней.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 марта. О дерзновении

В 4-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи».
О дерзновении — священник Николай Конюхов.
Мы читали с вами Евангелие, когда женщина кровоточивая прикоснулась ко Христу, хотя не должна была это делать, и по закону это было запрещено. Вообще это могло быть общественно поругаемо. Она проявляет вот такое как раз дерзновение, и Господь ей говорит «Дерзай, дочь, твоя вера тебя спасла». И иногда мы слишком стесняемся и думаем «А вдруг не получится, а не поможет?». Многие мне жалуются «Батюшка, вот мне нужно сходить на первую исповедь, а я стесняюсь, я переживаю, как же так? А вдруг батюшка там наругает меня? Или я стесняюсь там пойти со всеми вместе на причастие». То есть какие-то иногда страхи, какая-то робость, какая-то неуверенность мешает нам сделать какой-то шаг. А ведь это очень важно, потому что апостолы часто шли как раз вот на такой дерзновенный шаг. Там тот же самый апостол Пётр говорит «Господи, а можно я тоже пойду по воде?» И он пошёл. Поэтому и нам с вами иногда нужна некая смелость, некое мужество такое христианское, дерзновение хорошее, что да, мы грешны, да, мы не до конца готовы. Мы всё равно пойдём в это воскресенье причащаться, потому что мы, Господи, недостойны. Мы плохо, может быть, готовы, мы там старались, но у нас всё равно много грехов. Но мы хотим, чтобы и нас коснулись вот эти слова «Вера твоя спасла тебя, дерзай».
Все выпуски программы Актуальная тема