Если на минуту представить, что из жизни человека исчезнут новости, то в следующие пять-десять минут будет несложно представить, как миром овладеет информационный голод. Однако, несмотря на усилия добросовестных журналистов, часто пресса посягает на нашу информационную безопасность. Иными словами – она распространяет слухи. А мы, читатели, зрители и слушатели, охотно этим слухам верим, передавая их из уст в уста.
Особенность воспринимать информацию без разбора подробно описал один известный российский психофизиолог Павел Симонов. Он доказал, что, когда человек находится в поиске необходимой информации, он готов воспринимать всё подряд. И правду, и неправду. Это состояние похоже на физиологический голод. Ну, согласитесь, когда мы очень хотим есть, нам не важно, что у нас лежит на тарелке: рябчик или воздушная кукуруза. Мы стараемся как можно быстрее утолить голод. И потому качество информации, которая попадает на нашу информационную тарелку, имеет огромное значение! Ведь, наевшись досыта слухами, мы будем абсолютно равнодушными к любой другой информации. Наше информационное поле будет заполнено, и любые другие порции новостей нам покажутся просто лишними. Но это не самое страшное. Страшно то, что напитавшись слухами, мы невольно становимся слухмейкерами. Мы подкидываем в информационное поле других людей такую же ложную информацию и такое же нежелание воспринимать что-то, кроме неё.
Многие журналисты называют слух элементом пиара. Есть такой инструмент, и многие пиарщики им активно пользуются. Но ведь это не мешает слухмейкерству быть потенциально опасным для общества. В качестве примера можно привести последствия от слуха, который был распространён в 1922 году. Якобы министр иностранных дел Германии Вальтер Ратенау, принадлежит к числу экстремистски настроенных евреев – к «сионским мудрецам». В результате этого слуха Ротенау был убит. А ведь этот человек должен был занять место Гитлера, с приходом которого, как мы знаем, мир вовлечён во Вторую Мировую войну, которая только в нашей стране унесла более 26 000 000 жизней.
Я не люблю словосочетание «православная журналистика», но мне очень нравится словосочетание «православный журналист». Это то же самое, что добросовестный журналист, честный. Потому что любой православный журналист знает, как бороться с информационным голодом: первое – он должен проверять информацию, а второе – не врать. И если в первом случае православному журналисту помогает проверка материала по независимым источникам, то второе условие он обязательно будет соблюдать при помощи Библии – единственного независимого источника, в котором наша информационная безопасность гарантирована.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема