Картина «Оттепель» Фёдора Васильева получила большое признание ещё при жизни автора, даже со стороны царского двора! Наверное, потому, что это полотно — своего рода притча о надежде на добрые перемены.

— Добрый день, Владимир Николаевич! Рада снова видеть вас в Третьяковской галерее!
— О, Маргарита Константиновна, здравствуйте! Вы как всегда вовремя оказались рядом!
— Очень рада! Чем могу помочь вам?
— Поделиться с вами хочу! Уже полчаса стою, не могу оторвать взгляд от картины Фёдора Васильева «Оттепель». Смотрите — ранняя весна, сумерки. Не поймешь, то ли утро, то ли вечер. Небо тяжело нависает над землёй, отражается в тёмных проталинах. Просёлочная дорога размыта, но деревья ещё стоят обледенелые, ветхий домик на горизонте утопает в снегу. И две фигурки на перекрёстке — седой старик и девчоночка в платочке. Такие они сиротливые — сердце кровью обливается!
— Вы очень точно описали полотно, Владимир Николаевич.
— Потому что тронуло оно меня. Наверное, его создал умудрённый жизнью человек?
— Нет, Фёдору Васильеву было чуть за двадцать, когда он закончил работу над «Оттепелью». А спустя ещё два года художник умер от туберкулеза.
— Ах, какое несчастье! Какая потеря для русской живописи! Сколько бы ярких картин написал Васильев, если бы пОжил подольше!
— Короткая жизнь Фёдора Васильева была невероятно плодотворной. Художник словно предвидел, какой срок ему отмерян на земле — работал взахлёб, жадно, без устали. Всего шесть лет серьёзно занимался творчеством, а создал немало полотен, которые без преувеличения можно назвать шедеврами.
— И картину «Оттепель» тоже!
— Безусловно. Достоинства этой работы признали и критики, и любители живописи сразу же, как только она была представлена публике. Это произошло в 1871 году на выставке Общества поощрения художников. «Оттепель» там получила первую премию. Картину сразу же приобрёл Павел Третьяков. А великий князь Александр Романов, будущий император Александр Третий, попросил художника сделать повтор произведения для своей коллекции.
— И Васильев выполнил просьбу?
— Да, он повторил картину «Оттепель» за полтора месяца. Именно это, второе полотно, побывало на всемирной выставке в Лондоне, где также получило восторженные отклики.
— Но почему работа Фёдора Васильева вызывает тёплые чувства? Что за струны в душе она задевает? Казалось бы — унылая панорама, а смотришь, и как будто становишься мудрее.
— Так и есть. Эта картина похожа на притчу. Её герои старик и ребенок — самые слабые, беззащитные люди. Они стоят на перекрёстке дорог, размытых талой водой. Вокруг них необъятное пространство — стылое, промозглое, насквозь продуваемое ледяным ветром. И кажется, что нашим путникам не на что надеяться. Но надежда есть. Она кроется в названии картины.
— «Оттепель»... Время предчувствия весны?
— Конечно! Вскоре весь снег растает, тучи разойдутся, солнце засияет и согреет землю. И околица, которую запечатлел художник, запестреет зеленью и цветами. В этом нет сомнений!
— И впрямь, утешительная мысль.
— Она очень выручает, когда обстоятельства обступают ледяной стеной, и кажется, что выхода нет. В такие моменты стоит пойти в Третьяковскую галерею, чтобы увидеть «Оттепель» Федора Васильева, или просто вспомнить картину. И поверить, что добрые перемены уже на подходе.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема