Фёдор Глинка – герой Отечественной войны 1812-ого года, писатель и поэт, считал свою женитьбу на Авдотье Голенищевой-Кутузовой даром небес. Едва они познакомились, как обоим стало казаться, что у них не то, что много общего, а общее всё – мысли, надежды, чувства. И уже ничто и никогда не могло заставить их расстаться.
В момент первой встречи они были уже немолоды. Авдотье исполнилось 35 лет, Фёдору – сорок. Лёгкой его жизнь никто не назвал бы. Войну с Наполеоном Глинка прошёл от начала до конца. Был вовлечён в движение декабристов, но всегда выступал против вооружённого восстания. После событий 14-ого декабря 1825-ого года Глинку арестовали, однако отправили не в Сибирь, а в Петрозаводск. После ссылки Глинка оказался в Твери, где и познакомился с Авдотьей Голенищевой-Кутузовой.
Он был бедным, но знаменитым литератором, она - богатой и тоже знаменитой…благотворительницей. Их встречу на одном из светских раутов Фёдор назвал «неожиданным подарком судьбы», а Авдотья «нечаянной радостью». Когда они объявили о своём обручении, в обществе понимающе переглядывались: мол, обычный мезальянс - богатая «старая дева» выходит за нищего писателя. Обсуждали внешность Глинки, судачили, что он не особенно привлекателен. Про Авдотью говорили, что и она не отличается красотой, к тому же высокомерна. И всё же знакомые сходились в одном: «Надо же, такие разные, а нашли друг друга!».
Фёдор и Авдотья обвенчались в 1830-ом году в Твери. Жили в деревне, потом в Москве и Петербурге, и снова в Твери. Почти никогда не расставались и вместе занимались благотворительностью, признаваясь, что это их любимое дело. В каком бы городе ни поселились супруги, их гостеприимный дом посещали художники и поэты, среди которых было много знаменитостей. Друзья любили ездить к Глинкам, говоря, что в их доме царит тёплая душевная атмосфера. Её любовно создавала хозяйка. На званых вечерах она играла на пианино и на арфе, пела романсы, читала стихи, чем приводила в восторг и гостей, и в особенности супруга.
Авдотья Павловна с юности мечтала о творчестве. Писала стихи и прозу, но публиковать их не решалась. Впервые она сделала это после замужества. Муж – опытный литератор, вдохнул в неё веру в свои силы. Известность Авдотье Павловне принесли переводы немецких поэтов и её собственная книга «Жизнь Пресвятой Богородицы». Фёдор Николаевич тоже много печатался. Причём, супруга активно помогала ему в работе, особенно, когда речь шла о духовной поэзии, которую Авдотья Павловна прекрасно чувствовала. А благодарный Глинка свою повесть «Свободное подражание священной книге Иова» посвятил любимой жене.
У супругов не было детей, и Авдотья Павловна много заботилась о детях бедняков. Живя в своём тверском имении, она как-то заметила, что крестьяне в холодное время года приводят своих детей в церковь легко одетыми и без головных уборов. Глинка принялась шить, и очень скоро по дороге к деревенской церкви в праздничный день пестрел целый цветник детских головок: накануне крестьянам было роздано несколько сот разноцветных шапочек. А в Москве Глинки, которые отнюдь не роскошествовали и часто испытывали материальные затруднения, создали общество помощи бедным – знаменитую «Доброхотную копейку».
Так супруги и жили, больше всего ценя честную, чистую жизнь и оберегая душевный покой друг друга. Но в 1860-ом году Авдотью Павловну сразила болезнь. Фёдор Николаевич не находил себе места от беспокойства, приглашал самых лучших врачей. Чуть ли не единственными словами, которые он произносил в те страшные дни были: «Сделайте что-нибудь! Сделайте!». Но медики только качали головами. Спустя полтора месяца Авдотья Павловна скончалась.
Фёдор Николаевич от горя слёг. С уходом жены, с которой он столько лет был неразлучен, и которая постоянно заботилась о нём, ему казалось, что жизнь для него кончилась. Спасла Глинку вера в Бога. Целыми днями Фёдор Николаевич молился. И силы к нему вернулись. Он прожил ещё 20 лет и находил утешение в том, что продолжал благотворительные проекты, начатые женой.
«Они нашли друг друга!», - говорили о Глинках на заре их знакомства. Больше тридцати лет супруги прожили вместе. Это был редкий союз двух искренних, раз и навсегда восхищённых друг другом людей.
Собор Рождества Христова. Хабаровск
Во второй половине девятнадцатого века южная часть Дальнего Востока по договору с Китаем стала принадлежать России. Началось активное освоение присоединённых земель и появились новые селения. Одним из них стала Хабаровка в месте слияния рек Амур и Уссури. Первыми её жителями были военные. Вслед за ними на Дальний Восток по призыву правительства потянулись гражданские переселенцы. По суше и морю сюда добирались энтузиасты из Курска, Казани, Нижнего Новгорода, Киева, Одессы и других городов Российской империи.
Хабаровка росла. В 1880 году она получила статус города, а спустя еще несколько лет новое имя — Хабаровск. Развитию города поспособствовало строительство Уссурийской железной дороги, соединившей Хабаровск с Владивостоком. Это был первый участок Транссибирской железнодорожной магистрали, или, иначе, Великого сибирского пути.
Одной из целей грандиозного проекта стало духовное просвещение жителей Дальнего Востока. Для этого царь Николай Второй в 1894 году учредил специальный фонд и назвал его именем отца — императора Александра Третьего. На средства фонда в конце девятнадцатого, начале двадцатого века на протяжении Транссибирской магистрали строились особые церкви-школы. В них совершались богослужения и могли получить начальное образование дети и взрослые.
Одним из таких храмов стала церковь Рождества Христова в Хабаровске. Она была построена при железнодорожной станции и освящена в мае 1901 года. В народе церквушку прозвали «вокзальной». В ней молились жители близлежащих улиц, солдаты и офицеры расположенных неподалёку воинских частей, а также служащие железной дороги.
Размеренную жизнь прихода нарушили политические нестроения. В 1917 году к власти в России пришли безбожники. В 1937-ом Христорождественскую церковь закрыли, как и все остальные в Хабаровске. Однако в 1945-ом горожанам удалось получить разрешение на возобновление богослужений в храме Рождества Христова. Маленькая вокзальная церковь оказалась единственной действующей в городе и стала считаться собором — главным храмом Хабаровской и Владивостокской епархии.
Прихожане открыли здесь свечное производство, организовали изготовление нательных крестиков, продажу лампадного масла и благовоний. Доходы позволили расширить трапезную часть храма и пристроить к ней придел во имя святителя Иннокентия Иркутского. Центральную алтарную перегородку украсил резной деревянный иконостас. На протяжении десятилетий собор Рождества Христова оставался для жителей Хабаровска ковчегом веры. Он и сегодня горячо любим горожанами.
Все выпуски программы ПроСтранствия
18 ноября. О любви

В 3-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам».
О любви — протоиерей Константин Харитонов.
Любовь требует труда, любовь должна так или иначе возрастать, совершенствоваться. Для этого нужен труд, молитвы, для этого нужно определённое укрепление себя в любви. Поэтому мы должны укрепляться, преисполняться этой любви, призывать на помощь святых апостолов, призывать на помощь святых угодников Божиих, призывать на помощь своих братьев и сестёр и стараться делать дела любви, чтобы любовь в нас всё более и более укреплялась.
Даже, можно так сказать, не обращая внимания на своё внутреннее настроение, потому что часто оно нас подводит в отношении того, чтобы правильно любить своих близких. И когда человек наполнится этой любовью, он должен её и далее передавать своим детям, своим близким, потому что любовь, она не может быть зациклена сама на себе, она всегда жертвует собой ближнему человеку.
А всё остальное, мы уже знаем, как называется, — это эгоизм, который погубляет человека. Поэтому совершенствоваться нужно в любви и раздавать её, эту любовь, друг другу.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 ноября. О грехе детоубийства
Сегодня 18 ноября. В этот день в 1920 году Постановлением с лицемерным названием «Об охране здоровья женщины» в Советском Союзе были легализованы аборты.
О грехе детоубийства — протоиерей Андрей Ефанов.
Печальный пример Спарты, казалось бы, должен был научить нас беречь своё потомство. Но нет, 105 лет назад мы приняли роковое решение и на государственном уровне легализовали детоубийства, стыдливо закамуфлировав эти преступления против жизни детей и против своего народа иностранным словом «аборт».
С тех пор при поддержке государства, при самых скромных подсчётах, было убито во чреве матери больше 200 миллионов младенцев. Это больше, чем всё население нашей страны.
Возникает закономерный вопрос: доколе? До каких пор мы будем истреблять свой собственный народ? Когда прекратится это бесчеловечное уничтожение неповинных детей?
Неужели мы хотим переполнить чашу Божиего долготерпения и испить чашу Божиего гнева?
Все выпуски программы Актуальная тема







