В ноябре 1895 года в Перми проходил 6-й Губернский съезд врачей. Послушать доклады опытных коллег и маститых профессоров съехались представители всех окрестных городов и весей. С особенным нетерпением ждали выступления Евгении Павловны Серебренниковой. Врач-офтальмолог, одна из немногих в то время женщин в своей профессии, она прославилась на весь Пермский край как прекрасный специалист.
Неспешно поднявшись на кафедру, статная женщина в очках с одухотворённым и умным лицом оглядела зал и заговорила о том, скольких несчастных, больных крестьян приходится ей видеть каждый день в своей приёмной. И большинство болезней развиваются на почве того, что каждый из этих крестьян едва ли не ежедневно подвергается тем или иным телесным наказаниям.
- Розги и батоги за малейшую провинность считаются у нас обычным делом, - взволновано говорила доктор. – А ведь это постыдно и жестоко!
Подобные идеи в то время, как правило, не встречали должного понимания со стороны властей. Но Серебренникова не боялась ни за свою репутацию, ни даже за жизнь, когда речь шла о помощи ближним, облегчении участи страждущих.
Ещё в молодости, с огромным трудом поступив на Высшие женские курсы при петербургской Медицинской академии – туда брали только девушек, достигших двадцати лет, а Евгении не исполнилось и девятнадцати – Серебренникова не побоялась на время оставить любимое учебное заведение и отправиться помогать раненным на фронтах Русско-Турецкой войны 1877 года. «Я должна быть там, где льётся кровь и слышатся и крики о помощи», - решила Евгения Павловна. Рискуя жизнью, под обстрелами, она выхаживала раненных. За участие в этой войне Серебренникова была награждена знаком Красного креста и медалью за отвагу.
В 1885 году вместе супругом она переехала в Пермь. Обнаружив, что в губернии настоящий дефицит врачей-офтальмологов при огромном проценте глазных заболеваний у населения, Серебренникова добилась открытия глазного отделения на базе Александровской больницы попечительства о бедных, где лично принимала больных. Большинство из них были бедными крестьянами, и Серебренникова не только не брала с них платы за лечение, но и выдавала нужные медикаменты за собственный счёт.
Вскоре Евгении Павловне пришла в голову мысль об открытии приюта для слепых детей. Начинание требовало немалых средств, и чтобы собрать их, Серебренникова решила читать платные лекции по медицине. Они пользовались огромным успехом у врачей из соседних губерний, которые с радостью жертвовали на благое дело. Кроме того, Евгения Павловна организовывала благотворительные любительские спектакли, в которых всегда играла сама. Наконец, в 1886 году приют для слепых детей на 30 человек был открыт. На его базе Серебренникова вела бесплатный приём больных. А в 1890-м году, собрав аналогичным способом средства и сумев привлечь внимание и деньги богатых и уважаемых людей города, Евгения Павловна открыла в Перми училище для незрячих.
Серебренникова обладала уникальной способностью всегда одной из первых быть там, где люди нуждаются в поддержке и участии. Она помогала сбору средств в пользу голодающих, способствовала открытию в Перми церковно-приходской школы при Богородицкой церкви, ездила по отдалённым уголкам губернии с публичными народными чтениями.
Отдавая всю себя людям, Евгения Павловна почти не думала о собственном благополучии. Заподозрила неладное, только когда здоровье стало вдруг резко ухудшаться. У Серебренниковой диагностировали опухоль головного мозга, от которой она и скончалась 19 апреля 1897 года. Евгения Серебренникова навсегда вошла в историю Пермского края как образец самоотверженного служения ближним.
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых
Взгляд с иконы. Наталья Сазонова
Как-то я проводила урок в воскресной школе. Подросток лет 15-16-ти спросил:
«А как вы пришли к Богу»?
Стала рассказывать.
В то время мне тоже было 16. Росла я в самой обыкновенной советской семье. Крещённых среди нас не было. Однажды мама сказала нам с сестрой: «Девочки, надо креститься. В выходные мы поедем загород. На разговор к одному батюшке». Вот это было неожиданно!
«А ты же сама не крещённая. Ты что, в Бога веришь?» — спросили мы маму. И тут выяснилось, что мама уже год, как крестилась, верит в Бога и ходит в храм. Она была строгая, а мы послушные. Да и что, я-подросток, могла сказать против? Разве только: «Почему, если Бог есть, то не защищал крестьян от помещиков?» Очень я переживала об этом. Сейчас уже не помню, что ответила мне тогда мама. Но через неделю мы отправились в далёкий от Москвы приход. В то время, в середине 80-х крещение в Москве было нежелательным. Могли начаться проблемы с органами.
Итак, все вместе, поехали на встречу с батюшкой. Дорога длинная. Времени подумать много. Окончательного согласия креститься я ещё не дала. В электричке всё переживала: «А кто такой этот батюшка и что мне ему говорить? А как всё будет проходить и зачем я вообще согласилась поехать? Да ещё в такую даль! А точно Бог есть? И наконец: А верю ли я в Него? И честно самой себе: Я не знаю, есть ли Он, чтобы верить в Него. Нет! Я не верю». Но что-то подсказывало мне сделать этот шаг. Шаг навстречу...
И вот мы на месте. Тот вечер помню хорошо. Батюшка ждал нас в своей сторожке. Звали его отец Дмитрий Дудко. Это потом я узнала, что жил он в Москве, а служил очень далеко от дома. Так и ездил по 4 часа в один конец. За проповеди власти перевели его на приход подальше от Столицы. Проповедовать священнику в советское время строго запрещалась.
Тогда я увидела перед собой человека небольшого роста. К шестидесяти, совсем седого. Он встретил нас приветливо, как будто знал давно. Усадил с собой за стол поужинать. Стали знакомиться. После ужина, с каждой из нас по отдельности беседовал в своем кабинете.
Подошла моя очередь. Вошла. Волнуюсь. Первое, что вижу — икона. Большая, в старинном киоте. Теперь уже знаю, это был Спас Нерукотворный. Перед иконой горят свечи. В комнате пахнет воском. Батюшкин голос: «Наташенька, ты уже взрослая. А взрослые люди перед крещением должны покаяться в своих грехах перед Богом». Сказал и посмотрел на ту икону. Я тоже посмотрела на Того, Кто на ней изображён, потом на батюшку... и вдруг увидела один и тот же взгляд! Взгляд полный любви. Этот взгляд располагал к доверию. «Покаяться в грехах»- прозвучало в голове. И я вдруг впервые осознала, что хочу доверить всё, что было на совести, Богу.
Батюшка выслушал мою исповедь. Первую, искреннюю. На следующий день мы с сестрой крестились.
Когда ехали домой, я уже не спрашивала себя, верю ли в Бога? Я точно знала, что верю. знала, что Он есть.
А на вопрос: как пришла к Богу, отвечаю просто. Это не я пришла к Нему. Это Бог пришёл ко мне! Просто надо сделать самому шаг навстречу.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение