
Фото: PxHere
Известный публицист Сергей Трубецкой на склоне лет говорил, что молитве и умению любить он научился у своей матери Веры Александровны, а его мировоззрение, жизненная философия сложились под влиянием отца — мыслителя Евгения Трубецкого.
Сергей Евгеньевич родился 27 февраля 1890 года. Детство и юность его прошли в Киеве, его отец до 1906 года был профессором местного университета. Трубецкой-младший вспоминал, что Евгений Николаевич много времени проводил в своём кабинете, работая над философскими или юридическими трактатами, и в это время детям — Сергею и младшему брату Саше — было запрещено тревожить отца. «Нам казалось, — вспоминал Сергей, — что папа уходит в какой-то таинственный для нас мир, и это придавало ему в наших глазах особый ореол». Когда Евгений Николаевич возвращался из таинственного мира, он играл с сыновьями. После обеда усаживал их рядом с собой и с большим артистизмом рассказывал импровизированную, нескончаемую историю о приключениях двух вымышленных мальчиков — Коли и Миши. Лето Трубецкие проводили в своём подмосковном имении Нара. В хорошую погоду вся семья каталась на лодке или в открытом экипаже, собирала ягоды и грибы.
Евгений Николаевич дважды возил семью в путешествие по Европе. Они побывали в Австрии, Италии, Франции, Швейцарии и Германии. Трубецкой-отец, показывал мальчикам шедевры европейской архитектуры и живописи, объяснял смысл каждого произведения. «Могу сказать с уверенностью, — вспоминал Сергей Евгеньевич, — что основы моего эстетического воспитания и образования были положены именно тогда и именно папой. Он смог найти верный подход к моему детскому сознанию, и печать, которую он тогда положил на мою душу, неизгладима».
В 1906 году Трубецкие переехали в Москву. Евгений Николаевич получил профессорскую должность в Московском университете, а Сергей поступил на историко-филологический факультет. Отец радовался, что сын пошёл по его стопам, но не давил на него, предоставляя свободу выбора. После окончания учёбы Сергей некоторое время преподавал в университете.
Когда началась Первая Мировая война отец и сын старались внести свой вклад в победу. Евгений Николаевич — на публицистическом поприще, а Сергей Евгеньевич — на военно-административном. После февральской революции Трубецкой-младший поселился в Москве и работал в Московском Союзе Кооперативных Обществ. Вместе с отцом, который был заместителем председателя Поместного собора русской Церкви, он присутствовал при избрании патриарха Тихона. «Я никогда не забуду этой внушительной и волнительной церемонии в Успенском Соборе», — говорил Сергей Евгеньевич.
В 1918 году отец и сын стали членами антибольшевистского подполья, действовавшего в Москве. Сергей Евгеньевич по поручению Трубецкого-старшего встречался с иностранными дипломатами, стремясь заручиться их поддержкой. Вскоре, осенью того же года, Трубецкие решили поочередно бежать на Украину, а затем на Юг России, который находился под властью белогвардейцев. Однако покинуть Москву удалось лишь Евгению Николаевичу. При помощи друзей Сергею удалось достать для отца необходимые документы. На Брянском вокзале Москвы отец и сын простились. Как оказалось, навсегда.
Евгений Трубецкой скончался в Новороссийске в 1920 году. Его сын узнал об этом после ареста, на Лубянке, от следователя, который вёл его дело. Сергею Евгеньевичу удалось освободиться и покинуть Россию. В эмиграции он написал книгу воспоминаний «Минувшее», проникнутую любовью к оставленной отчизне, к матери и отцу. «Я могу только благодарить Бога и родителей за мою светлую и чрезвычайно счастливую жизнь, — говорил он. — В нашей семье я всегда видел только хорошие примеры и рос в атмосфере любви».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер