
Фото: PxHere
Известный публицист Сергей Трубецкой на склоне лет говорил, что молитве и умению любить он научился у своей матери Веры Александровны, а его мировоззрение, жизненная философия сложились под влиянием отца — мыслителя Евгения Трубецкого.
Сергей Евгеньевич родился 27 февраля 1890 года. Детство и юность его прошли в Киеве, его отец до 1906 года был профессором местного университета. Трубецкой-младший вспоминал, что Евгений Николаевич много времени проводил в своём кабинете, работая над философскими или юридическими трактатами, и в это время детям — Сергею и младшему брату Саше — было запрещено тревожить отца. «Нам казалось, — вспоминал Сергей, — что папа уходит в какой-то таинственный для нас мир, и это придавало ему в наших глазах особый ореол». Когда Евгений Николаевич возвращался из таинственного мира, он играл с сыновьями. После обеда усаживал их рядом с собой и с большим артистизмом рассказывал импровизированную, нескончаемую историю о приключениях двух вымышленных мальчиков — Коли и Миши. Лето Трубецкие проводили в своём подмосковном имении Нара. В хорошую погоду вся семья каталась на лодке или в открытом экипаже, собирала ягоды и грибы.
Евгений Николаевич дважды возил семью в путешествие по Европе. Они побывали в Австрии, Италии, Франции, Швейцарии и Германии. Трубецкой-отец, показывал мальчикам шедевры европейской архитектуры и живописи, объяснял смысл каждого произведения. «Могу сказать с уверенностью, — вспоминал Сергей Евгеньевич, — что основы моего эстетического воспитания и образования были положены именно тогда и именно папой. Он смог найти верный подход к моему детскому сознанию, и печать, которую он тогда положил на мою душу, неизгладима».
В 1906 году Трубецкие переехали в Москву. Евгений Николаевич получил профессорскую должность в Московском университете, а Сергей поступил на историко-филологический факультет. Отец радовался, что сын пошёл по его стопам, но не давил на него, предоставляя свободу выбора. После окончания учёбы Сергей некоторое время преподавал в университете.
Когда началась Первая Мировая война отец и сын старались внести свой вклад в победу. Евгений Николаевич — на публицистическом поприще, а Сергей Евгеньевич — на военно-административном. После февральской революции Трубецкой-младший поселился в Москве и работал в Московском Союзе Кооперативных Обществ. Вместе с отцом, который был заместителем председателя Поместного собора русской Церкви, он присутствовал при избрании патриарха Тихона. «Я никогда не забуду этой внушительной и волнительной церемонии в Успенском Соборе», — говорил Сергей Евгеньевич.
В 1918 году отец и сын стали членами антибольшевистского подполья, действовавшего в Москве. Сергей Евгеньевич по поручению Трубецкого-старшего встречался с иностранными дипломатами, стремясь заручиться их поддержкой. Вскоре, осенью того же года, Трубецкие решили поочередно бежать на Украину, а затем на Юг России, который находился под властью белогвардейцев. Однако покинуть Москву удалось лишь Евгению Николаевичу. При помощи друзей Сергею удалось достать для отца необходимые документы. На Брянском вокзале Москвы отец и сын простились. Как оказалось, навсегда.
Евгений Трубецкой скончался в Новороссийске в 1920 году. Его сын узнал об этом после ареста, на Лубянке, от следователя, который вёл его дело. Сергею Евгеньевичу удалось освободиться и покинуть Россию. В эмиграции он написал книгу воспоминаний «Минувшее», проникнутую любовью к оставленной отчизне, к матери и отцу. «Я могу только благодарить Бога и родителей за мою светлую и чрезвычайно счастливую жизнь, — говорил он. — В нашей семье я всегда видел только хорошие примеры и рос в атмосфере любви».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер