Здравствуйте, сегодня память апостола Иоанна Богослова, с вами протоиерей Павел Великанов. Давайте послушаем праздничное евангелие.
С именем этого апостола связано многое. Это тот самый любимый ученик Христа,
который единственный был всегда выделяем Самим Спасителем среди остальных
- по причине его юного возраста и удивительной детской всецелой преданности
своему учителю. Именно он единственный из апостолов не оставил умирающего
на Кресте Спасителя - и вместе с Его Пречистой Матерью стоял рядом до конца.
Именно ему Спасителем была вручена Матерь - для заботы и попечения - об
этом мы и слышали в сегодняшнем Евангелии. Именно этот апостол, позднее
других написавший свое евангелие, с потрясающей глубиной раскрыл учение о
Божественном Логосе и Его Воплощении. Именно первыми строками евангелия от
Иоанна начинается Пасхальное евангелие как средоточие всей новозаветной вести.
Ныне празднуемому апостолу принадлежит авторство последней, самой загадочной
книги Нового Завета - Апокалипсис. После всего этого неудивительно, что и память
этого апостола совершается в церкви с особой торжественностью.
Апостол Иоанн был наречен святой Церковью "богословом". О нем с полной
уверенностью можно сказать, что он не только безгранично любил Бога, но его
любовь была еще и разумной. Сквозь строки его евангелия, соборных посланий,
Апокалипсиса постоянным рефреном идет призыв любить друг друга - любить
не потому, что это хорошо, красиво и правильно, а потому, что Бог возлюбил нас
первым. Для апостола Иоанна подражание Богу в Его любви было самым главным
даром человеку. Перед этим даром все остальное меркнет и перестает иметь
значение.
Традиционно апостол и евангелист Иоанн Богослов считается небесным
покровителем образования и учености, и, конечно же, духовных академий и
семинарий. Будущие пастыри Церкви взирают на него как на духовный образец для
любого священника.
Удивительное дело: богословом становится вовсе не искушенный в хитросплетениях
наук, а тот, кто всей жизнью осуществил заповедь о любви. "Кто любит Бога - пишет
апостол Павел ,- тому дано знание от Него". Но это - совершенно иное знание,
его правильнее было бы назвать Божественной мудростью - которую не получить
в университетах, и которую не измерить ни учеными степенями, ни научными
званиями. Это мудрость, сходящая свыше в открытое и любящее сердце.
И как сегодня нам не хватает этой мудрости! Мы знаем об этом мире почти все:
только никак не можем понять, что от этого знания наша жизнь лучше и счастливее
не становится. Без знания самого главного - единственно нужного - формальные
знания оказываются лишь тяжелым и бесполезным бременем. Но это главное
знание дается не тому, кто часами корпит над книгами. Оно само находит своего
адресата - но только тогда, когда в человеке уже вызрела эта жажда Божественного,
когда его душа освободилась от морока будничной суеты - и с поднятыми вверх
глазами человек ждет от Самого Творца ответа на один лишь вопрос: "Господи! Кто -
Ты?"
Пусть же молитвы святого Иоанна Богослова помогут каждому из нас познать
превосходящую всякое разумение любовь Христову - ту самую любовь,
воспевателем которой и был всю жизнь ныне празднуемый апостол!
Джеймс Барри пьеса «Мэри-Роуз»: «Грех крадёт жизнь»

Фото: PxHere
Сожаление о потраченном напрасно времени — одно из самых горьких. В пьесе «Мэри-Роуз» (её автору, Джеймсу Барри, принадлежит история Питера Пэна, мальчика, не желавшего взрослеть) эта истина вскрывается с потрясающей силой.
Сюжет произведения таков. У берегов Шотландии есть крохотный, но удивительно самодостаточный остров, как бы целый мир в миниатюре. Жители Шотландии его боятся и никогда здесь не высаживаются. Однажды на острове бесследно исчезла маленькая девочка по имени Мэри Роуз. Через две недели Мэри Роуз как ни в чём ни бывало встретила родителей на берегу. Она даже не подозревала, сколько времени провела на острове. Родители, не желая напугать дочку рассказом о том, что произошло, увезли её домой.
Пятнадцать лет спустя взрослая Мэри Роуз приезжает на неделю в Шотландию. Она посещает тот самый остров, собираясь провести там лишь час, и ... вновь исчезает. На этот раз она вернётся только через двадцать пять лет. Вернётся, считая, что не провела на острове и дня.
Метафора, положенная в основу пьесы, ясна.
Остров — ловушка.
Остров обманывает (дьявол всегда так поступает). Он подсовывает подмену, мираж, эрзац.
Вместо необъятного Божьего простора — крохотный замкнутый мирок.
Вместо жизни — пустоту.
А ведь опасности можно было избежать, но, увы, никто не рассказал Мэри-Роуз о её первом исчезновении, не предупредил.
И она вновь попала в ловушку. С нами всё иначе. Нам всё рассказали... Мы не попадёмся?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
17 октября. О подвиге священномученика Иерофея Афинского

Сегодня 17 октября. День памяти священномученика Иерофея, епископа Афинского, жившего в I веке.
О его подвиге — священник Николай Конюхов.
Удивительно, мы все знаем о проповеди апостола Павла в Ареопаге. Одним из слушателей апостола был Иерофей, который в будущем станет епископом города Афины. И он как раз непосредственно принял от Павла его дух, его ревность, проповедовал Евангелие так, что укрепил в вере множество сограждан. И римская община была одной из самых сильных общин раннего христианского мира.
И интересно, что, по преданию, священномученик Иерофей присутствовал при Успении Пресвятой Богородицы вместе с Дионисием Ареопагитом. Конечно, эти святые для нас отстоят по времени очень далеко, но когда ты про них читаешь, когда ты подробности их жития узнаёшь, они становятся тебе близкими. И ты уже не просто видишь их имена в календаре, а это, знаете, как в молитве всем святым, мы называем их старшими братьями, друзьями Божиими.
А соответственно, если мы начинаем каким-то образом подражать их подвигу, их вере, мы тоже смеем надеяться, что и их друзьями становимся. Если мы действительно будем иметь этих святых не просто как давнишних неких христиан, которые вот просто мы в календаре имена перелистываем, а как вот тех, кого мы знаем, к кому мы обращаемся, чьими подвигами мы восхищаемся и за кем мы хотим идти, то действительно у нас будут такие старшие собратья, что никакие тёмные силы нам не будут страшны.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 октября. О страданиях за Христа

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него».
О страданиях за Христа — священник Николай Дубинин.
Если мы обратимся к опыту древних христиан, и конечно же, это будут апостолы в первую очередь, мы увидим, что они ценят, радуются и благодарят за страдания. Мы помним, что апостол Пётр, например, предпочёл быть распятым не так, как его Учитель, считая себя недостойным, но попросил распять его вниз головой.
Нам всё это кажется очень странным, однако святые мужи, пребывая в той благодати, понимали, что страдать за Христа есть некое доверие. Не каждый готов вкусить чашу страданий и уподобиться своему Учителю. Не каждый выдержит это. И если человек шёл на страдания и вкушал их, это означало, что он уподобился своему Учителю.
Они благодарили и, более того, призывали, что если страдания выпали на долю христианина, от них не нужно прятаться. Их нужно принять со смирением и благодарением Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема