Здравствуйте, сегодня память апостола Иоанна Богослова, с вами протоиерей Павел Великанов. Давайте послушаем праздничное евангелие.
С именем этого апостола связано многое. Это тот самый любимый ученик Христа,
который единственный был всегда выделяем Самим Спасителем среди остальных
- по причине его юного возраста и удивительной детской всецелой преданности
своему учителю. Именно он единственный из апостолов не оставил умирающего
на Кресте Спасителя - и вместе с Его Пречистой Матерью стоял рядом до конца.
Именно ему Спасителем была вручена Матерь - для заботы и попечения - об
этом мы и слышали в сегодняшнем Евангелии. Именно этот апостол, позднее
других написавший свое евангелие, с потрясающей глубиной раскрыл учение о
Божественном Логосе и Его Воплощении. Именно первыми строками евангелия от
Иоанна начинается Пасхальное евангелие как средоточие всей новозаветной вести.
Ныне празднуемому апостолу принадлежит авторство последней, самой загадочной
книги Нового Завета - Апокалипсис. После всего этого неудивительно, что и память
этого апостола совершается в церкви с особой торжественностью.
Апостол Иоанн был наречен святой Церковью "богословом". О нем с полной
уверенностью можно сказать, что он не только безгранично любил Бога, но его
любовь была еще и разумной. Сквозь строки его евангелия, соборных посланий,
Апокалипсиса постоянным рефреном идет призыв любить друг друга - любить
не потому, что это хорошо, красиво и правильно, а потому, что Бог возлюбил нас
первым. Для апостола Иоанна подражание Богу в Его любви было самым главным
даром человеку. Перед этим даром все остальное меркнет и перестает иметь
значение.
Традиционно апостол и евангелист Иоанн Богослов считается небесным
покровителем образования и учености, и, конечно же, духовных академий и
семинарий. Будущие пастыри Церкви взирают на него как на духовный образец для
любого священника.
Удивительное дело: богословом становится вовсе не искушенный в хитросплетениях
наук, а тот, кто всей жизнью осуществил заповедь о любви. "Кто любит Бога - пишет
апостол Павел ,- тому дано знание от Него". Но это - совершенно иное знание,
его правильнее было бы назвать Божественной мудростью - которую не получить
в университетах, и которую не измерить ни учеными степенями, ни научными
званиями. Это мудрость, сходящая свыше в открытое и любящее сердце.
И как сегодня нам не хватает этой мудрости! Мы знаем об этом мире почти все:
только никак не можем понять, что от этого знания наша жизнь лучше и счастливее
не становится. Без знания самого главного - единственно нужного - формальные
знания оказываются лишь тяжелым и бесполезным бременем. Но это главное
знание дается не тому, кто часами корпит над книгами. Оно само находит своего
адресата - но только тогда, когда в человеке уже вызрела эта жажда Божественного,
когда его душа освободилась от морока будничной суеты - и с поднятыми вверх
глазами человек ждет от Самого Творца ответа на один лишь вопрос: "Господи! Кто -
Ты?"
Пусть же молитвы святого Иоанна Богослова помогут каждому из нас познать
превосходящую всякое разумение любовь Христову - ту самую любовь,
воспевателем которой и был всю жизнь ныне празднуемый апостол!
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема