Здравствуйте, сегодня память апостола Иоанна Богослова, с вами протоиерей Павел Великанов. Давайте послушаем праздничное евангелие.
С именем этого апостола связано многое. Это тот самый любимый ученик Христа,
который единственный был всегда выделяем Самим Спасителем среди остальных
- по причине его юного возраста и удивительной детской всецелой преданности
своему учителю. Именно он единственный из апостолов не оставил умирающего
на Кресте Спасителя - и вместе с Его Пречистой Матерью стоял рядом до конца.
Именно ему Спасителем была вручена Матерь - для заботы и попечения - об
этом мы и слышали в сегодняшнем Евангелии. Именно этот апостол, позднее
других написавший свое евангелие, с потрясающей глубиной раскрыл учение о
Божественном Логосе и Его Воплощении. Именно первыми строками евангелия от
Иоанна начинается Пасхальное евангелие как средоточие всей новозаветной вести.
Ныне празднуемому апостолу принадлежит авторство последней, самой загадочной
книги Нового Завета - Апокалипсис. После всего этого неудивительно, что и память
этого апостола совершается в церкви с особой торжественностью.
Апостол Иоанн был наречен святой Церковью "богословом". О нем с полной
уверенностью можно сказать, что он не только безгранично любил Бога, но его
любовь была еще и разумной. Сквозь строки его евангелия, соборных посланий,
Апокалипсиса постоянным рефреном идет призыв любить друг друга - любить
не потому, что это хорошо, красиво и правильно, а потому, что Бог возлюбил нас
первым. Для апостола Иоанна подражание Богу в Его любви было самым главным
даром человеку. Перед этим даром все остальное меркнет и перестает иметь
значение.
Традиционно апостол и евангелист Иоанн Богослов считается небесным
покровителем образования и учености, и, конечно же, духовных академий и
семинарий. Будущие пастыри Церкви взирают на него как на духовный образец для
любого священника.
Удивительное дело: богословом становится вовсе не искушенный в хитросплетениях
наук, а тот, кто всей жизнью осуществил заповедь о любви. "Кто любит Бога - пишет
апостол Павел ,- тому дано знание от Него". Но это - совершенно иное знание,
его правильнее было бы назвать Божественной мудростью - которую не получить
в университетах, и которую не измерить ни учеными степенями, ни научными
званиями. Это мудрость, сходящая свыше в открытое и любящее сердце.
И как сегодня нам не хватает этой мудрости! Мы знаем об этом мире почти все:
только никак не можем понять, что от этого знания наша жизнь лучше и счастливее
не становится. Без знания самого главного - единственно нужного - формальные
знания оказываются лишь тяжелым и бесполезным бременем. Но это главное
знание дается не тому, кто часами корпит над книгами. Оно само находит своего
адресата - но только тогда, когда в человеке уже вызрела эта жажда Божественного,
когда его душа освободилась от морока будничной суеты - и с поднятыми вверх
глазами человек ждет от Самого Творца ответа на один лишь вопрос: "Господи! Кто -
Ты?"
Пусть же молитвы святого Иоанна Богослова помогут каждому из нас познать
превосходящую всякое разумение любовь Христову - ту самую любовь,
воспевателем которой и был всю жизнь ныне празднуемый апостол!
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема