Здравствуйте, сегодня память апостола Иоанна Богослова, с вами протоиерей Павел Великанов. Давайте послушаем праздничное евангелие.
С именем этого апостола связано многое. Это тот самый любимый ученик Христа,
который единственный был всегда выделяем Самим Спасителем среди остальных
- по причине его юного возраста и удивительной детской всецелой преданности
своему учителю. Именно он единственный из апостолов не оставил умирающего
на Кресте Спасителя - и вместе с Его Пречистой Матерью стоял рядом до конца.
Именно ему Спасителем была вручена Матерь - для заботы и попечения - об
этом мы и слышали в сегодняшнем Евангелии. Именно этот апостол, позднее
других написавший свое евангелие, с потрясающей глубиной раскрыл учение о
Божественном Логосе и Его Воплощении. Именно первыми строками евангелия от
Иоанна начинается Пасхальное евангелие как средоточие всей новозаветной вести.
Ныне празднуемому апостолу принадлежит авторство последней, самой загадочной
книги Нового Завета - Апокалипсис. После всего этого неудивительно, что и память
этого апостола совершается в церкви с особой торжественностью.
Апостол Иоанн был наречен святой Церковью "богословом". О нем с полной
уверенностью можно сказать, что он не только безгранично любил Бога, но его
любовь была еще и разумной. Сквозь строки его евангелия, соборных посланий,
Апокалипсиса постоянным рефреном идет призыв любить друг друга - любить
не потому, что это хорошо, красиво и правильно, а потому, что Бог возлюбил нас
первым. Для апостола Иоанна подражание Богу в Его любви было самым главным
даром человеку. Перед этим даром все остальное меркнет и перестает иметь
значение.
Традиционно апостол и евангелист Иоанн Богослов считается небесным
покровителем образования и учености, и, конечно же, духовных академий и
семинарий. Будущие пастыри Церкви взирают на него как на духовный образец для
любого священника.
Удивительное дело: богословом становится вовсе не искушенный в хитросплетениях
наук, а тот, кто всей жизнью осуществил заповедь о любви. "Кто любит Бога - пишет
апостол Павел ,- тому дано знание от Него". Но это - совершенно иное знание,
его правильнее было бы назвать Божественной мудростью - которую не получить
в университетах, и которую не измерить ни учеными степенями, ни научными
званиями. Это мудрость, сходящая свыше в открытое и любящее сердце.
И как сегодня нам не хватает этой мудрости! Мы знаем об этом мире почти все:
только никак не можем понять, что от этого знания наша жизнь лучше и счастливее
не становится. Без знания самого главного - единственно нужного - формальные
знания оказываются лишь тяжелым и бесполезным бременем. Но это главное
знание дается не тому, кто часами корпит над книгами. Оно само находит своего
адресата - но только тогда, когда в человеке уже вызрела эта жажда Божественного,
когда его душа освободилась от морока будничной суеты - и с поднятыми вверх
глазами человек ждет от Самого Творца ответа на один лишь вопрос: "Господи! Кто -
Ты?"
Пусть же молитвы святого Иоанна Богослова помогут каждому из нас познать
превосходящую всякое разумение любовь Христову - ту самую любовь,
воспевателем которой и был всю жизнь ныне празднуемый апостол!
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия