Вы плавать умеете? Если нет, то жаль... А нас специально учили, мы даже зачет сдавали по плаванью в одежде и без. Так ведь гидрологи все же! И впоследствии этот навык пригодился.
Есть на Валдае гидрологическая станция, знаменитая на всю Россию. А против нее, через Валдайское озеро — Иверский монастырь. Он был еще патриархом Никоном основан. Озеро огромное и глубокое, оно образовалось после ледникового периода. Раньше монастырь был, конечно, закрыт, и работал турбазой. Но тянуло туда студентов, ох, как тянуло... Почему? Кто его знает... Какой-то зов Божий. И плавали к монастырю. Полтора километра, но это нормально для хорошего пловца.
Главное стиль плавания найти, чтобы не уставать. И нашли: в основном плыть надо под водой, изредка выныривая на поверхность, вдыхая и — опять в зеленую толщу валдайских вод. Плывешь, и гул моторной лодки под водой слышен как жужжание комара! А если лечь на спину отдохнуть, то виден самолет, который «стал крестиком на ткани и меткой на белье», тарахтит мирно где-то в глубокой вышине... Хорошо думается во время такого заплыва! Можно даже уравнения решать: ничто не отвлекает. И решали!
Но вот и монастырский берег. Громкоговоритель с турбазы только подчеркивает тишину. Собор, окна и двери которого забиты досками, стоит непреступной скалой. «О скалы грозные дробятся с ревом волны!» Посидеть на берегу, и назад, на заходящее солнце...
Давно уж нет «волн», пытавшихся уничтожить собор, а он стоит, и пение монахов теперь слышно из его окон. Выйдешь на берег, и тут как раз монастырский колокол ударит ко всенощной, и звук его покатиться по озеру, чтобы достичь самых укромных заводей. В храм мокрым не пойдешь, но послушать колокола у стен монастыря — ведь это можно?!
Звон затих... Теперь — сойти в озеро и плыть обратно, домой на гидрологическую станцию. Всего-то час плавания, а ориентиром, как и раньше — заходящее солнце.
12 ноября. Об укорении Господом книжников и фарисеев
В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того».
Об укорении Господом книжников и фарисеев — игумен Лука (Степанов).
Перечисляя тех, к кому обращается Господь, нельзя не заметить удивительные кажущиеся недоразумения. Книжники и фарисеи — это похвальные определения. И те, и другие особенно образованны, просвещены законом, являются примерами для народа в благочестии, следовании отеческому закону.
Но следующее определение — лицемеры — полностью перечёркивает достоинства этих народных избранников. Оказывается, что именно им свойственно за исправной внешностью хранить неустройство души или крайнее её разорение из-за тех страстей, главной из которых — гордыня, которым они были преданы.
Ради того и звучала проповедь Иоанна Крестителя, также призывающая покаяться для того, чтобы, обличив собственные страсти, люди Израиля узнали бы пришедшего Спасителя мира.
Но таково свойство греховного помрачения: оно туманит очи сердца и на белое понуждает говорить чёрное, а на чёрное — белое. Так что не проклятие звучит из уст Спасителя в отношении их, а сокрушение Господне о тех, кто не может своё сердце привести к сокрушению и исповедовать Его Спасителем мира.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 ноября. О преданности Богу

Во 2-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши».
О преданности Богу — протоиерей Владимир Кашлюк.
Святой апостол Павел отражает ключевой принцип апостольского служения и христианской жизни, а именно — приоритет угождения Богу, а не людям. Апостол подчёркивает, что его проповедь и действия мотивированы не стремлением к человеческому одобрению или выгоде, а верностью и преданностью Богу, Который вверил ему благовестие.
Слово «угождать» означает действовать в соответствии с волей Бога, а не угождать людским ожиданиям или корыстным и прагматичным интересам. Важно отметить, что даже в условиях гонений и непонимания нужно оставаться верным Его божественному замыслу.
Угождение Богу предполагает духовный фокус и ориентацию на вечную жизнь, а не на временное благо. Таким образом, в апостольском послании выражается фундаментальный принцип христианской жизни — приоритет воли Бога над человеческими ожиданиями. Это основа подлинного служения и духовного роста.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 ноября. О подвиге священномученика Маркиана, епископа Сиракузского

Сегодня 12 ноября. День памяти священномученика Маркиана, епископа Сиракузского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — протоиерей Максим Горожанкин.
Удивительный святитель Божий, относящийся по времени своей жизни к ученикам апостолов. Но прежде своего призвания к апостольскому служению епископ Маркиан был учеником того самого Симона Волхва, который был впечатлён чудесами апостола Петра и пытался купить благодать Божию.
Отстав от Симона, Маркиан становится учеником святого апостола Петра. И именно апостол Пётр посылает Маркиана на Сицилию, в Сиракузы, где тот проповедует Христово Евангелие.
Говоря о первохристианской проповеди и о служении учеников апостолов, то есть мужей апостольских, мы можем отметить одно: эти люди, подобно апостолам, несли пламя веры, которое было свойственно ученикам Христовым. И это пламя разожгло окончательно в людях свет веры во Христа Иисуса.
И человечество благодаря проповеди апостола Петра и святителя Маркиана навсегда станет другим. Цивилизация изменится, люди станут христианами.
Все выпуски программы Актуальная тема








