Христианская семья Еспера и Зои Атталийских жила во втором веке. У супругов были сыновья Кириак и Феодул. Благочестивое семейство добровольно приняло на себя страдальческий подвиг за Христа. Зная о том, что им уготована страшная смерть, ни мать с отцом, ни дети не отказались от веры в Господа и поддерживали её друг в друге до последних минут жизни.
Еспер и Зоя приняли христианство ещё в детстве. Став супругами, а потом родителями, и сыновей воспитали христианами. Семья жила в малоазийском городе Атталия – на территории современной турецкой Анталии – и находилась в рабстве у вельможи Катулла. Он был убеждённым язычником, поклонялся богине Фортуне и другим языческим идолам. Есперу, Зое и их детям тяжело жилось в доме Катулла. Они преданно служили, трудились с утра до вечера, но принимать участие в языческих праздниках и молиться идолам отказывались. Катулл не знал, что семья Еспера украдкой убеждает других рабов, а также приходящих в город нищих и странников перейти в христианскую веру.
Так продолжалось до того времени, пока Еспера не отправили на работы в одно из близлежащих селений. Воспользовавшись отсутствием отца, Кириак и Феодул решили бежать от Катулла и начать борьбу с язычниками. Юноши знали, Еспер этого не одобрит. Он считал, что сыновья ещё слишком молоды и могут не выдержать трудностей. Кириак и Феодул попросили у матери благословения на побег. Убеждали её в том, что у них больше нет сил жить с нечестивыми людьми, но Зоя бежать запретила. Она, как и отец, боялась за своих мальчиков. Тогда дети стали настаивать на том, чтобы мать разрешила им открыто исповедовать веру во Христа. Зоя колебалась. Кириак и Феодул напомнили ей, как она сама всегда внушала им, что нужно хранить данную апостолом Павлом заповедь: «не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными». Братья уверяли, что им не страшны никакие испытания. Они говорили так: «Если мы своё тело отдадим во власть нечестивого Катулла на мучения за имя Христово, то, хотя бы он после пыток и умертвил нас, но души наши будут жить вечно».
Видя, что ей не удержать сыновей, Зоя согласилась. Братья отправились в покои Катулла и объявили ему, что они христиане. Катулл удивился, но решив, что юноши лишились рассудка, не стал их наказывать, а приказал Зое взять детей и отправиться к Есперу. Самому же Есперу просил передать, чтобы он повлиял на сыновей и убедил их отречься от Христа. Не стал этого делать Еспер. Вместе с приехавшими к нему женой и сыновьями он усердно молился, чувствуя, что всем им предстоят тяжёлые испытания. Семья старалась подготовиться к ним и мужественно принять мучения за веру.
А вскоре у Катулла родился сын. Вельможа широко праздновал это событие. На празднике веселился весь город. Люди приносили жертвы идолам, раздавали угощение. Катулл пожелал, чтобы его слуги пировали тоже. Всем рабам послали с барского стола сладкие вина и изысканные блюда.Получила их и семья Еспера. И не только отказалась пробовать пищу, Зоя к тому же вышла во двор и выбросила мясо собакам, а вино вылила на землю. Это видел один из рабов Катулла и тут же доложил обо всём господину.
Катулл страшно разгневался. Когда семейство привели к нему, он спросил у Зои, на что чью защиту она наделась, когда наносила ему такое оскорбление? Зоя ответила: «Надежда и упование наше – Господь Иисус Христос - Сын Бога Живого. Боги же, которых ты чтишь – бесы».
Взбешённый Катулл приказал схватить Кириака и Феодула и пытать их на глазах родителей. Мать и отец, глядя на страдания сыновей, умоляли их не бояться и стойко переносить испытания. Видя, что непокорное семейство не собирается молить о пощаде, Катулл велел сжечь в печи всех четверых. Последними словами мучеников были слова молитвы: «Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, прими в мире души наши!». Предание гласит, что в минуты гибели семьи слышалось ангельское пение. А когда наутро тела Еспера, Зои и их сыновей достали из печи, оказалось, что они совершенно не тронуты огнём.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.