Христианская семья Еспера и Зои Атталийских жила во втором веке. У супругов были сыновья Кириак и Феодул. Благочестивое семейство добровольно приняло на себя страдальческий подвиг за Христа. Зная о том, что им уготована страшная смерть, ни мать с отцом, ни дети не отказались от веры в Господа и поддерживали её друг в друге до последних минут жизни.
Еспер и Зоя приняли христианство ещё в детстве. Став супругами, а потом родителями, и сыновей воспитали христианами. Семья жила в малоазийском городе Атталия – на территории современной турецкой Анталии – и находилась в рабстве у вельможи Катулла. Он был убеждённым язычником, поклонялся богине Фортуне и другим языческим идолам. Есперу, Зое и их детям тяжело жилось в доме Катулла. Они преданно служили, трудились с утра до вечера, но принимать участие в языческих праздниках и молиться идолам отказывались. Катулл не знал, что семья Еспера украдкой убеждает других рабов, а также приходящих в город нищих и странников перейти в христианскую веру.
Так продолжалось до того времени, пока Еспера не отправили на работы в одно из близлежащих селений. Воспользовавшись отсутствием отца, Кириак и Феодул решили бежать от Катулла и начать борьбу с язычниками. Юноши знали, Еспер этого не одобрит. Он считал, что сыновья ещё слишком молоды и могут не выдержать трудностей. Кириак и Феодул попросили у матери благословения на побег. Убеждали её в том, что у них больше нет сил жить с нечестивыми людьми, но Зоя бежать запретила. Она, как и отец, боялась за своих мальчиков. Тогда дети стали настаивать на том, чтобы мать разрешила им открыто исповедовать веру во Христа. Зоя колебалась. Кириак и Феодул напомнили ей, как она сама всегда внушала им, что нужно хранить данную апостолом Павлом заповедь: «не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными». Братья уверяли, что им не страшны никакие испытания. Они говорили так: «Если мы своё тело отдадим во власть нечестивого Катулла на мучения за имя Христово, то, хотя бы он после пыток и умертвил нас, но души наши будут жить вечно».
Видя, что ей не удержать сыновей, Зоя согласилась. Братья отправились в покои Катулла и объявили ему, что они христиане. Катулл удивился, но решив, что юноши лишились рассудка, не стал их наказывать, а приказал Зое взять детей и отправиться к Есперу. Самому же Есперу просил передать, чтобы он повлиял на сыновей и убедил их отречься от Христа. Не стал этого делать Еспер. Вместе с приехавшими к нему женой и сыновьями он усердно молился, чувствуя, что всем им предстоят тяжёлые испытания. Семья старалась подготовиться к ним и мужественно принять мучения за веру.
А вскоре у Катулла родился сын. Вельможа широко праздновал это событие. На празднике веселился весь город. Люди приносили жертвы идолам, раздавали угощение. Катулл пожелал, чтобы его слуги пировали тоже. Всем рабам послали с барского стола сладкие вина и изысканные блюда.Получила их и семья Еспера. И не только отказалась пробовать пищу, Зоя к тому же вышла во двор и выбросила мясо собакам, а вино вылила на землю. Это видел один из рабов Катулла и тут же доложил обо всём господину.
Катулл страшно разгневался. Когда семейство привели к нему, он спросил у Зои, на что чью защиту она наделась, когда наносила ему такое оскорбление? Зоя ответила: «Надежда и упование наше – Господь Иисус Христос - Сын Бога Живого. Боги же, которых ты чтишь – бесы».
Взбешённый Катулл приказал схватить Кириака и Феодула и пытать их на глазах родителей. Мать и отец, глядя на страдания сыновей, умоляли их не бояться и стойко переносить испытания. Видя, что непокорное семейство не собирается молить о пощаде, Катулл велел сжечь в печи всех четверых. Последними словами мучеников были слова молитвы: «Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, прими в мире души наши!». Предание гласит, что в минуты гибели семьи слышалось ангельское пение. А когда наутро тела Еспера, Зои и их сыновей достали из печи, оказалось, что они совершенно не тронуты огнём.
Не откладывайте. Наталья Сазонова
Недавно читала книгу о докторе Гаазе.
За бескорыстную помощь вся Москва 19 века называла его «святым доктором». Я задумалась над его призывом: «Спешите делать добро».
«Делать добро» — здесь всё понятно, но почему «спешите»? Разве можно не успеть?! Можно...
Живёт человек. И всю жизнь только для себя живёт, только о себе заботится. А к концу этой жизни понимает, что бесполезно прожил. Пустая она. Потому что ничего-то в ней для других сделать не успел.
Только не успеть, точнее, опоздать, можно не только к концу жизни, но и пока живёшь. Пока есть силы, и есть потребность и есть случай.
Как-то в интернете наткнулась на документальный фильм о пожизненно заключённых. Осуждённые рассказывали о себе; за что сидят, о чём сейчас думают, о чём сожалеют или... не сожалеют. Меня потрясло интервью с одним заключённым. Мужчина сорока лет, двадцать из них уже отсидел. На вопрос журналиста о чём он сожалеет, ответил: «Знаете, я в тюрьме Евангелие впервые прочёл. Переосмыслил многое в своей жизни. Столько бы мог людям пользы и добра сделать. И никто меня в этом не ограничивал, а не сделал ... А сейчас есть у меня на то и силы и желание, но ограничений много. Столько сделать нужного людям, как на свободе бы мог, в тюрьме не удаётся. Стараюсь, но знаю, что мог бы больше. Вот о чём сожалею».
Я услышала эти слова и вспомнила:
«Спишите делать добро!» Оказывается, такую возможность можно навсегда потерять. Я и не задумывалась над этим.
А недавно поняла ещё один смысл призыва «святого доктора».
Возвращаюсь с работы. Около моего подъезда, на лавочке — бездомный. Так вот сидя, и уснул. Грязный, одет в лохмотья. Рядом с ним — пакет, в нём пол батона хлеба. Сразу захотелось его накормить чем-нибудь горячим. Поднялась в квартиру, глянула в окно; человек не ушёл, лежит, спит. Ну и решила: перекушу быстро, успею. Не обедала, есть хочется. Разогрела еду, поела. А бездомный на лавке всё спит. Стала и ему поесть разогревать. Потом в кладовой одежду подходящую нашла. Всё собрала в сумку и спустилась на улицу. Вышла... а на лавке никого нет! Я туда-сюда; нигде бездомного не видно. Ведь только что был! Две ближайшие помойки обежала — нет нигде! Так и не нашла его. Поплелась со своей сумкой обратно. Ну как же так?! И тут, как ответ, снова вспомнила: «спешите делать добро».
Спешите — значит не откладывайте! Я уверена: Бог через других людей поможет этому человеку, а я свою возможность помочь потеряла. Спешите делать добро!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение
Томас Эдисон и его мать
«Меня сделала моя мать. Она искренне верила в меня», — говорил американский изобретатель Томас Эдисон. Он называл мать своим добрым гением и всегда вспоминал о ней с любовью и нежностью.
11 февраля 1847 года в городке Майлан штата Огайо у торговца зерном Сэмюэля Эдисона и его жены Нэнси родился сын. Мальчика назвали Томасом. Он рос здоровым и жизнерадостным. Едва научившись ходить, малыш всюду следовал за матерью. Отец был в постоянных разъездах по торговым делам, и воспитанием ребёнка занималась Нэнси. Всё время мать и сын проводили вместе. Знакомые и соседи Эдисонов поражались тому, как сильно мальчик был похож на мать. У него были такие же глубокие, внимательные серые глаза. Да и характер точь-в точь материнский — общительный, добрый, открытый.
Стремлением к знаниям Томас тоже пошёл в мать. Нэнси с детства очень хотела стать учительницей, и её отец, приходской священник, дал дочери прекрасное воспитание и образование. До замужества она несколько лет работала в школе. Терпеливо и обстоятельно Нэнси отвечала на все вопросы любознательного сына. А их было множество. Почему птицы летают? Почему на небе облака? Почему горит огонь? Томас с радостью и упоением постигал окружающий мир.
Когда мальчику исполнилось семь лет, он пошёл в школу. Томас ждал этого дня с нетерпением. Но учителям не пришёлся по нраву его любознательный характер. Они называли Томаса неусидчивым и часто наказывали. Так прошло около двух месяцев, и однажды мальчик вернулся из школы с запиской от преподавателя. Нэнси развернула сложенный вдвое листок. На лицо её набежала тень, глаза наполнились слезами... Но она быстро взяла в себя в руки. С любовью глядя на сына, мать прочла записку вслух: «Миссис Эдисон! Ваш сын — гений. Эта школа слишком мала для него, здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами».
И Томас стал учиться дома. Нэнси, у которой за плечами был богатый преподавательский опыт, удивительным образом удавалось совмещать хлопоты по хозяйству с ежедневными занятиями строго по расписанию. Под её терпеливым руководством сын очень быстро научился читать и писать. Мать учила его арифметике, истории, географии и физике и всем остальным основным дисциплинам. Когда Томасу исполнилось всего 9 лет, они вместе прочли «Начала» — знаменитый фундаментальный труд Исаака Ньютона.
Миссис Эдисон скончалась в 1871 году, когда её сыну было 24 — он твёрдо стоял на ногах и уже заявил о себе как о талантливом изобретателе и инженере. А через несколько лет о Томасе Эдисоне заговорил весь мир. Благодаря его идеям в дома людей пришло электрическое освещение. Эдисон усовершенствовал телеграф, он изобрёл микрофон и фонограф, открыв эру звукозаписи.
Однажды, будучи уже на вершине своей изобретательской славы, Томас Эдисон решил разобрать старый семейный архив. Среди писем и документов ему попался сложенный вдвое листок, который показался мужчине знакомым. Томас развернул его и ахнул. Это была та самая записка, с которой много лет назад учитель отправил его из школы. Только слова в ней почему-то были совсем не те, что когда-то вслух прочла ему мать. «Миссис Эдисон! — писал учитель. — Ваш сын — умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Учите его самостоятельно дома». Томас отложил записку в сторону и заплакал.
...Как-то раз Эдисон общался с репортёрами. «Что помогло вам стать изобретателем?», — спросил один из них. И он ответил: «Не будь у меня такой матери, из меня, пожалуй, не вышло бы ничего путного. Только её безграничная вера в мои способности, любовь, соединенная с упорством, нежностью и добротой смогли сделать меня тем, кто я есть».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
26 апреля. О милосердии
В 31-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот».
О милосердии, — игумен Лука Степанов.